+4

Как работает киевский фуникулер

Уже более 100 лет киевляне и гости столицы активно пользуются фуникулером, который соединяет Подол с Верхним городом. Необычная и по-своему уникальная транспортная система позволяет быстро подняться или спуститься по крутой Владимирской горке. Казалось бы, что можно нового написать про такой известный и столько раз обсуждавшийся объект, как киевский фуникулер? Оказалось, что писать есть о чем.
Как работает киевский фуникулер
 
Во-первых, как выяснилось, в разных источниках приводятся противоречивые данные о конструкции фуникулера, датах реконструкции и пр. Во-вторых, ни где не затрагивается его внутреннее устройство. И, наконец, в-третьих, существует целый ряд малоизвестных, но очень интересных исторических фотографий. Поэтому, с вашего позволения, давайте еще раз поговорим про киевский фуникулер. Вопреки сложившейся традиции сначала будет пост о современном фуникулере, а затем о его истории.
Киевский фуникулер был открыт в 1905 г. (второй в Украине после одесского). В этом году этой необычной транспортной системе исполнилось уже 109 лет. Пожалуй, самый классический ракурс на трассу фуникулера:
Как работает киевский фуникулер
Протяженность трассы – 222 м, уклон – 18-20°.
Как работает киевский фуникулер
Время в пути в одну сторону занимает около 3 мин.
Как работает киевский фуникулер
Разница высот между верхней и нижней станцией составляет 75 м.
Как работает киевский фуникулер
Верхняя часть трассы фуникулера расположена на железобетонной эстакаде:
Как работает киевский фуникулер
Кстати, рекордсменом по крутизне трассы является расположенная неподалеку от австралийского города Катумба горная дорога длиной 415 м (Katoomba Scenic Railway). Уклон ее трассы достигает 52°.
Как работает киевский фуникулер
Киевский фуникулер использует маятниковую (наиболее распространенную) схему работы: два немоторных вагона жестко соединены канатом, перекинутым через шкив, который расположен на верхней станции. Перемещение одного из вагонов вниз приводит к симметричному перемещению другого вагона вверх, а вагоны разъезжаются в центральной точке трассы. В такой системе двигатель, приводящий в движение шкив, тратит энергию лишь на перемещение разницы веса двух по-разному наполненных пассажирами вагонов, а также на преодоление силы трения.
Как работает киевский фуникулер
Канат, связывающий вагоны, уложен между опорными рельсами в специальную систему прямых и косых блоков, которые обеспечивают отклонение каната вдоль трассы:
Как работает киевский фуникулер
Канат меняется каждые несколько лет. Его состояние периодически контролируется, проводится замер толщины и ряда других параметров.
Как работает киевский фуникулер
Для разъезда вагонов используется стрелка Абта. Суть ее в том, что внешние рельсы трассы сплошные, а внутренние имеют разрывы для пропуска каната.
Как работает киевский фуникулер
Каждый сплошной рельс с обеих сторон охвачен ребордами колес вагонов, причем каждый вагон обхватывает свой рельс и от этого зависит сторона движения на разъезде. Вторая половина колес вагонов без реборд, имеет широкую поверхность и просто катается по головкам рельс (см. картинку для пущей наглядности).
Как работает киевский фуникулер
На каждом вагончике фуникулера имеется аварийный тормоз клиновидного типа, который обхватывает рельс словно плоскогубцами. Он автоматически срабатывает при развитии вагоном скорости более 9 км/ч или при нажатии волшебной педальки, которая находится под ногами у оператора в вагоне. С определенной периодичностью работу этого тормоза проверяют.
Как работает киевский фуникулер
Для эффективной работы тормоза рельсы фуникулера имеют специальный профиль с широкой клиновидной боковой поверхностью головки. К этой поверхности и прижимается аварийный тормоз.
Как работает киевский фуникулер
Ширина колеи фуникулера – 1200 мм (для сравнения: ширина железнодорожной колеи – 1520 мм).
Как работает киевский фуникулер
Вагоны каждого фуникулера всегда проектируются индивидуально, т.к. крутизна трассы, ее протяженность, ширина рельс и габариты вагонов везде разные.
Как работает киевский фуникулер
Вагоны киевского фуникулера подписаны буквами «Л» (левый) и «П» (правый) относительно верхней станции.
Как работает киевский фуникулер
Через контактную сеть 600 В вагончики получают питание для освещения салона, отопления и компрессоров, которые нужны для работы дверей и аварийного тормоза. На уровне рельс можно заметить еще два провода: через них на вагоны подается ток напряжением 24 В, который обеспечивает работу управления и освещения кабины. Обратный ток как высоковольтной цепи, так и низковольтной уходит через рельсы.
Как работает киевский фуникулер
Каждый вагон вмещает до 100 человек, из которых 30 – сидячие места. Вес одного вагона без пассажиров – около 10 тонн.
Как работает киевский фуникулер
В вагончиках по старинке сидит оператор, который открывает и закрывает двери, подтверждает по радиосвязи готовность к отправлению, контролирует движение и в случае необходимости может привести в действие аварийный тормоз и эвакуировать пассажиров.
Как работает киевский фуникулер

Как работает киевский фуникулер
Павильоны станций фуникулера давно уже прочно вписались в городской пейзаж.
Как работает киевский фуникулер
Нынешний вид фуникулер обрел после реконструкции 1984 г. (архитектор Янош Виг, Валентин Ежов и др.).
Как работает киевский фуникулер
Внутреннее оформление нижней станции. Декоративные арки из металлопрофиля чередуются с арками из витражного стекла:
Как работает киевский фуникулер
На уровне платформ высадки-посадки свод павильона нижней станции поднимается вверх своеобразной лесенкой:
Как работает киевский фуникулер
Если внешний вид и даже местоположение нижней станции за прошедшие сто лет неоднократно менялись, то формы верхней станции с момента открытия фуникулера принципиально не изменились.
Как работает киевский фуникулер
На входе верхней станции имеется небольшая диорама, показывающая историю развития фуникулера и окружающей местности.
Как работает киевский фуникулер
Павильон верхней станции:
Как работает киевский фуникулер
Как работает киевский фуникулер
Витражи:
Как работает киевский фуникулер
На верхней станции через круглое окошко за работой фуникулера присматривает машинист:
Как работает киевский фуникулер
Рабочее место машиниста. Очень напоминает рабочее место машиниста подъема шахтной клети
Как работает киевский фуникулер
В штатном режиме перемещением вагончиков фуникулера управляет автоматика. Нужно лишь запустить систему после получения подтверждения готовности обоих вагонов.
Как работает киевский фуникулер
Номинальная скорость движения вагонов – 7,2 км/ч (2 м/с). Без сердечек вагоны не хотят двигаться
Как работает киевский фуникулер
Прямо под рабочим местом машиниста находится помещение с тяговым приводом с основным тормозом. Спускаемся вниз и внезапно попадаем в комнату с двумя мотор-компрессорами. Ответ на мой вопрос «А зачем оно здесь?» нашелся в соседнем машзале.
Как работает киевский фуникулер
Машзал. Наиболее заметная деталь этого помещения – шкив, через который переброшен канат, удерживающий вагончики. С обеих сторон шкив обхватывают огромные тормозные колодки. На переднем плане видно два тяговых двигателя мощностью 82 кВт, которые питаются от сети напряжением 440 В.
Как работает киевский фуникулер
С противоположной стороны комнатки на шкив приходят обе части каната:
Как работает киевский фуникулер
Тормозные колодки приводятся в действие с помощью пневматики (вот здесь и пригодились компрессоры). В обычном положении колодки с помощью грузов, которые вы видите на фото, прижимаются к шкиву и вагоны фуникулера находятся в заторможенном состоянии. При перемещении вагончиков в цилиндры поступает сжатый воздух и колодки разжимаются, отпуская шкив.
Как работает киевский фуникулер
Фуникулер активно используется, как в качестве городского транспорта, так и в качестве туристического аттракциона. Ежесуточный пассажиропоток – 10-15 тыс. пассажиров. В выходные и праздничные дни на фуникулер часто выстраиваются длинные очереди.
Как работает киевский фуникулер
Во время прошлогоднего рекордного снегопада фуникулер использовался в качестве горнолыжного подъемника для катания по Андреевскому спуску
Как работает киевский фуникулер
В 2008 г. объявлялись тендеры на проведение капитальной реконструкции фуникулера и изготовление новых вагонов. Планировалось построить новую несущую эстакаду, заменить систему освещения, ограждение и вагоны, а также отремонтировать верхнюю и нижнюю станцию. Однако дальше объявления победителя тендера дело не пошло, т.к. помешал экономический кризис. Новая реконструкция должна стать четвертой в истории киевского фуникулера, но когда она случится, пока неизвестно.
Как работает киевский фуникулер
 
Проголосуйте за этот материал!
+4
Понравился пост? Поделись с друзьями:

0 комментариев

Оставить комментарий