+3
Утонченная эротика Обри Бердслея (18 фото)
Обри Бердслей родился 21 августа 1872 года в семье Винсента Пола Бердсли, чьими родственниками были состоятельные лондонские ювелиры, и Элен Агнес Питт, происходившей из семьи врачей. Наследственным хроническим заболеванием по отцовской линии был туберкулез, который настиг и 7-летнего Обри. Этот недуг и свел его в могилу в 26 лет. С ранних лет мальчик демонстрировал уникальные способности: рисовать он начал с четырёх лет, под влиянием матери рано пристрастился к английской и французской литературе, благодаря её урокам музыки он осознал свой незаурядный талант. При поддержке нескольких аристократических семей он занимался с известными пианистами и, как результат, в 11 лет сочинял музыку и стихи, которые отличались редким изяществом, давал концерты, на которые собирались до 3000 человек, ставил на школьной сцене спектакли.
По окончании школы он выбирает художественную стезю, поступив работать чертежником в студию одного лондонского архитектора, посещает уроки в Вестминстерской художественной школе, вырабатывает собственный стиль. Окружающие считали его гениальным самоучкой.
Слава пришла к нему в 1892-м, когда он выполнил оформление романа Томаса Мэлори «Смерть Артура». Его иллюстрации показывают не только возвышенную красоту любви и гордость рыцарской чести, но и проникнуты неизбывной горечью сердца. Контраст белого и черного, света и тьмы, патологическая детализация, гармония изображаемого с книжной страницей – отличительные черты Обри Бердслея. Это издание и поныне считается шедевром.
Тесно общаясь с Оскаром Уайльдом, Бердслей был втянут в скандальные слухи и даже арестован за гомосексуальную связь. Но был ли геем Обри на самом деле, история не сохранила подтвержденных свидетельств. Известно лишь, что художник был настоящим эстетом, любил привечать людей нетрадиционной ориентации. Александр Бенуа писал о Бердслее как о талантливом графике, возводящим «экзотику и пряность в абсолют до такой степени, что чувствовались “привкус тления и несколько порочная чувственность”». Такой драмой настоящих человеческих страстей стал цикл иллюстраций к «Саломее». Утонченная эротика и глубокий символизм характеризуют манеру Обри, почерпнутую у японских граверов.
Пьеса Оскара Уайльда «Саломея» была истинным подарком Бердслею. Наряды, интрига, дьявольские характеры. Всего несколько иллюстраций, оформление титульного листа, изображение основных действующих лиц, самых ярких сцен. «Туалет Саломеи»– это торжество черно-белых овалов, тончайшие кружева, стройная фигура, надменное, полное самолюбования выражение лица.
«Павлинье платье» и «Черный капот». В павлиньем черно-белом платье и павлиньем венке Саломея, как огромная черная птица с распластавшимися крыльями и высверком белого плиссированного платья из-под капота, резвится, сидя на пуфике и дирижируя оркестром.
«Глаза Ирода»– надменный, пресытившийся взгляд зверя еще горит желанием власти.
«Иоанн Креститель и Саломея»– встреча антиподов. Высокий, в черном, с гривой черных волос Иоанн Креститель с гневно упрекающим выражением лица. Саломея в роскошных, геометрически расчерченных одеждах, с обнаженной грудью, в рогатом чепце, как кошка, шипит на Иоанна Крестителя.
«Кульминация». Белая фигура Саломеи с дьявольскими чёрными волосами в полупрыжке-полуполете несет отрезанную еще кровоточащую голову Иоанна Крестителя. «Награда танцовщице»– Саломея в черном держит одной рукой кровавое блюдо, другой отводит волосы от лица Иоанна Крестителя, зло всматриваясь: так вот ты какой!
«Похороны Саломеи». Бесы укладывают обнаженную Саломею в роскошный гроб, расписанный цветами...
Художник избегал прямой трактовки текста, привнося в рисунок свое понимание сюжета. Так, в заключительной иллюстрации «Саломеи» проказливый сатир и хитрый арлекин хоронят героиню в роскошном гробу – пудренице. В понимании Бердслея, этот дамский аксессуар обозначает женственность и сладострастие; сатир – символ разврата, а арлекин в маске несет элемент скрытности.
Специально изменяя пропорции человеческого тела, изображая женщин более изящными и высокими, нежели мужчин, Обри добивается не только гротескового восприятия, но и придает большой психологизм своим героям.
Фантазии Бердслея, как библиофила-ценителя и поэта, возникают из литературных сюжетов. «Правдивая история» Лукиана – один из тех, что привлек внимание озорного художника. Бердслей изображает женщин, вырастающих из виноградных лоз, похотливо охотящихся на мужчин… и становятся единым целым с ними, прорастая в тела друг друга. Буйство плоти, цветение красивых тел...
В иллюстрации «Тангейзер в саду Венеры» Бердслей спел гимн изяществу, ритуалу красивой любви, естественных откровений и чувственному великолепию.
Слишком откровенны иллюстрации к «Лисистрате», изобилующие изображением огромных фаллосов. Критика сочла их непристойными.
Сюжет древнегреческой комедии посвящен женской «сексуальной забастовке», положившей конец войне между Спартой и Афинами.
Хитрый способ остановить мужскую агрессию придумала Лисистрата, объединив единомышленниц «не даваться, не спать, не касаться». Такой ультиматум имел свое действие. Соскучившиеся по ласке жен мужчины сложили оружие.
Иллюстрации Бердслея шокировали Англию Викторианской эпохи, поскольку вышли за рамки изящной эротики. Обри Бердслей, будучи на смертном одре, просил издателя «уничтожить все копии Лисистраты и все непристойные рисунки», однако Леонард Смитерс не только проигнорировал волю мастера, но и продолжал продавать репродукции художника и стилизованные секси-картинки, копируя его стиль.
Отличные стрижки только у нас.
Проголосуйте за этот материал!
+3
0 комментариев