Собравшиеся вели беседы, делились новостями, часто можно было услышать и политические остроты или язвительные стихи современников. Плита с отверстиями, на которой, собственно и сидел каждый посетитель римского с позволения сказать отхожего места, проходила над керамическими желобами, по каждому из которых струились воды из акведуков, уносящие нечистоты.
К слову сказать туалетов в одном только Риме при, например, императоре Диоклетиане (IV век н.э.) было не меньше 144 – это больше, чем в большинстве современных городов, если пересчитать на количество жителей.
Если проводить параллели, то общественный туалет для римлян был примерно тем же, чем кухня для всякого советского человека: местом самых задушенных, а иногда и политически опасных бесед.
Между прочим, мягких сидений не предусматривалось, а мрамор то холодный и чтобы как-то избавиться от такого неудобства, рабы прогревали каждое место перед важной встречей. В качестве туалетной бумаги использовался специальный валик, который смачивали проточной водой. Удобно не удобно, мягко не мягко, да только вот валики были не персональными, а как и сами туалеты, общественными.
Возможность посещать общественный туалет была доступна далеко не всем гражданам Древнего Рима, поскольку удовольствие это было далеко не дешевое. Поэтому посетителями первых общественных туалетов Рима были люди исключительно обеспеченные, а остальным жителям приходилось справлять нужду в специальные сосуды, которые для этих целей были установлены на улицах городов. Чистили такие сосуды работники, которые получали за это очень неплохую плату.
Кстати, вопреки распространенному мнению, будто римский император Веспасиан обложил налогом общественные туалеты, он сделал вовсе не это. На столь смелый шаг не отважился даже такой решительный человек как Веспасиан (9-79 годы). На самом деле император обложил налогом продажу урины из общественных туалетов кожевникам и сукновалам – они использовали содержащиеся в моче кислоты в своем деле. И именно за этот налог упрекал Веспасиана его сын Тит, когда получил от отца всем известный ответ: «Деньги не пахнут!» («Pecunia non olet»).
0 комментариев