+4
Зрелищные и опасные кинотрюки, выполненные без участия компьютерной графики (16 фото)
Наконец в безопасности! (1923)
высоким, как кажется в фильме (декорация стены была надстроена уже над крышей дома, что скрыли ловкой операторской работой). Небольшая ложка дегтя – очень долго в прессе культивировалась легенда, что Ллойда никто не дублировал, однако в 1980-м в документалке под названием «Голливуд» один из каскадеров рассказал о том, что подменял Ллойда на общих планах.
Пароходный Билл (1928)
Возможно, главный кинотрюкач раннего Голливуда и один из главных вдохновителей Джеки Чана, Бастер Китон придумал и выполнил столько сложных и опасных трюков, что его наследие можно найти чуть ли не в каждом современном боевике. Тем не менее знатоки особенно выделяют совсем коротенький эпизод из комедии «Пароходный Билл», в котором на актера обрушивается стена дома – но таким образом, что он оказывается в оконном проеме второго этажа. Малейший просчет – и от Китона осталось бы только мокрое место, и, понимая, чем все это может закончиться, добрая половина съемочной группы во время съемок этого эпизода просто ушла. О реальной опасности этого трюка можно судить хотя бы по «Операции А, часть 2» Джеки Чана, в которой знаменитый кинобоец дословно цитирует «Пароходного Билла», вот только падающая декорация в его фильме не в пример тоньше.
Дилижанс (1939)
Один из первых «настоящих» боевиков, «Дилижанс» – увлекательный вестерн, рассказывающий о группе людей, путешествующих на дилижансе через прерию, контролируемую воинственными индейцами из племени апачей. Это влиятельнейший фильм, оказавший огромное влияние на формирование Голливуда и кино в целом – кино, которое великий Орсон Уэллс, готовясь к съемкам своего не менее эпохального «Гражданина Кейна», пересмотрел более 40 раз. Нас, впрочем, в данном случае интересует одна конкретная сцена атаки индейцев, в которой полно весьма эффектных трюков. Например, прыжок каскадера Якима Канутта, изображавшего одного из индейцев, на лошадей, несущихся в упряжке, а затем медленное сползание и в конце концов падение прямо им под копыта!
Бен-Гур (1959)
Во многом устаревший (несмотря на свои 11 «Оскаров») «Бен Гур» Уильяма Уайлера сейчас ждет радикального обновления под руководством Тимура Бекмамбетова (в 2016 году должен выйти ремейк), но в том, что касается трюков, фильм смотрится невероятно и по сей день. Так, центральная сцена фильма – гонка на колесницах – обязательный участник всевозможных топов лучших экшен-сцен в истории кино, вот и мы не смогли обойти ее вниманием. А любопытнее всего, что один из самых впечатляющих трюков картины получился случайно. В один момент эпизода несущиеся лошади перепрыгивают через валяющиеся на пути обломки, а сама колесница резко взмывает на них в воздух, чуть не выбросив ездока вперед, под колеса. Управлял колесницей Джо Канутт, сын уже упоминавшегося выше Якимы Канутта, и один из свидетелей тех съемок говорил потом, что Якима, увидев этот прыжок, буквально побелел от страха за сына.
Человек с золотым пистолетом (1974)
Каждый фильм о Джеймсе Бонде содержит массу сложных и зрелищных трюков, так что при желании мы могли бы составить полноценный топ на основе одной лишь «бондианы», но не забываем, что не одним лишь агентом 007 жив современный экшен-кинематограф! Конкретно «Человек с золотым пистолетом» запомнился многим эффектным прыжком на автомобиле с переворотом на 360 градусов. Выполнил его британский каскадер Бампс Виллард, и выполнил с первого (и последнего) дубля – перед этим траекторию движения машины просчитывали на самых мощных компьютерах своего времени, а снимали с восьми камер и на повышенной скорости, чтобы зрители смогли разглядеть прыжок во всех подробностях. Что интересно, этот трюк был задуман намного раньше, чем сам фильм, вплоть до того, что продюсеры «бондианы» Альберт Брокколи и Гарри Зальцман официально запатентовали его, чтобы избежать его «дебюта» в кино до того, как его выполнит Джеймс Бонд.
Шпион, который меня любил (1977)
Кассовые сборы предыдущего фильма «бондианы», упомянутого ранее «Человека с золотым пистолетом», несмотря на шедевральный трюк, оказались столь скромными (почти в два раза меньше предыдущего фильма о Бонде), что на франшизе всерьез подумывали ставить крест. Но в конце концов дали ей еще один шанс, запустив в работу «Шпиона, который меня любил» – один из лучших фильмов «бондианы», настоящим украшением которого стала шикарная лыжная погоня, снятая в горах Канады. В ее кульминации агент 007 на огромной скорости слетает на лыжах с обрыва прямо в пропасть – чтобы через несколько секунд мы увидели раскрывающийся за его спиной парашют. Этот трюк выполнил каскадер Рик Сильвестр, и создателям картины он обошелся в полмиллиона долларов (сам Сильвестр заработал за этот опасный прыжок 30 тысяч долларов) – на тот момент это был самый дорогой трюк в истории кино.
В поисках утраченного ковчега (1981)
Рассказывать сейчас о значении первого фильма об Индиане Джонсе для всего развлекательного кинематографа в целом – занятие неблагодарное, достаточно оговориться, что без «Утраченного ковчега» и Стивена Спилберга современные блокбастеры были бы совсем другими. Вдохновенная смесь из экзотических приключений, залихватского юмора и захватывающего экшена покоряет с первых кадров, каждой экшен-сценой все глубже насаживая на крючок. Один из самых эффектных эпизодов картины – погоня, в которой Индиана преследует нацистский конвой. В один момент он оказывается на переднем радиаторе несущегося грузовика и, не в силах вскарабкаться вверх, спускается под него – чтобы затем поболтаться некоторое время по каменистой дороге, уцепившись за машину своим хлыстом. Знаменитый трюк выполнил профессиональный каскадер Терри Леонард, но Харрисон Форд, рвавшийся делать все самостоятельно, все-таки поучаствовал в съемках нескольких крупных планов – и заработал несколько серьезных ушибов.
Операция А (1983)
Со стороны может показаться, что карьера Джеки Чана все время шла по нарастающей, но начало 80-х было для него трудным временем. Его попытка покорить Голливуд с «Большой дракой» и «Гонками Пушечное ядро» провалилась, а гонконгский проект «Лорд Дракон» (1982) оказался настоящим кошмаром в производстве и, опять же, разочаровал сборами. «Операция А» значила для Чана очень много, и все расчеты оказались верными – зрители оценили и революционные боевые сцены, и замечательный юмор, и поражающие воображение трюки. Бесспорный «король» которых – дань уважения Джеки уже упоминавшемуся выше «Наконец в безопасности», падение Чана с высокой ратуши, где он висел на стрелке гигантских часов. Интересно, что в первый раз трюк получился неудачно – Чан пробил первый полотняной навес, как и задумывалось, но от второго отпружинил и чуть не сломал себе шею. Любой другой актер сделал бы вывод, что это «ж-ж-ж» неспроста, и махнул бы на опасный трюк рукой, но Джеки воспринял это как хороший знак – и упал с ратуши еще дважды, уже, к счастью, удачно.
Полицейская история (1985)
Еще один крайне амбициозный экшен-проект Джеки Чана, «Полицейская история» сочетает в себе так много разных жанров, что голова идет кругом – за вполне серьезными убийствами и подставами следует забавная сцена, в которой Джеки жонглирует множеством телефонных трубок, а драма перебивается комедией положений, в которой аудиозапись возни с кактусом воспринимается окружающими как свидетельство секса. Но главное, благодаря чему картина вошла в историю, – ее финал, роскошная трюковая драка в многоэтажном торговом центре, в ходе которой Джеки и его враги бьют столько витрин, что каскадеры из команды Чана прозвали фильм «Стеклянной историей». Вся эта звонкая феерия увенчивается прыжком Джеки на гигантский шест и скоростным спуском по нему прямо сквозь иллюминацию. Просчитан трюк был плохо, и до первого этажа Чан доехал серьезно израненный, но чего не сделаешь ради искусства!
Фатальное истребление (1990)
Не Джеки Чаном единым жив гонконгский трюковой кинематограф – один из самых опасных трюков можно увидеть и в боевике «Фатальное истребление», к которому Чан не имел никакого отношения. В ключевой сцене фильма злодеи, похитившие маленькую дочку главной героини, пытаются скрыться от разъяренной матери на машине – девочку при этом один из мерзавцев держит за волосы снаружи машины, высунув руку в окно. Если бы гонконгское кино было не таким местечковым, создателей картины за такой трюк порвали бы на мелкие кусочки. Правда, впоследствии авторы уверяли, что малышке ничего не угрожало – в рукав «злодея» была продета стальная балка, которая страховала девочку. Тем не менее скорость, на которой двигалась машина, была немаленькой, и если бы что-то пошло не так, пришлось бы вспоминать старинный садистский стишок («весь размазанный по шине, едет мальчик на машине»).
Золотой глаз (1995)
Перезапуск «бондианы» после долгого простоя в шесть лет и очередной смены исполнителя роли агента 007 просто обязан был открываться каким-то грандиозным трюком, и постановщик Мартин Кэмпбелл его организовал. С Джеймсом Бондом образца 90-х мы знакомимся на швейцарской дамбе Контра, с которой отважный шпион с лицом Пирса Броснана (хотя трюк выполнил каскадер Уэйн Майклс) сигает вниз на тросе. 220 метров свободного падения – и крайне эффектная сцена, крепко врезавшаяся в память всем зрителям без исключения. Настолько крепко, что в 2002 году зрители британского канала Sky Movies выбрали его лучшим трюком в истории кино. Сейчас этот прыжок превратился в популярный аттракцион для туристов – любой желающий может повторить подвиг агента всего за 250 евро.
13-й район (2004)
Один из важнейших фильмов, зародивших во всем мире моду на паркур (вышедшие парой лет ранее «Ямакаси» были, при всем уважении, слишком слабы как кино и большого фурора не произвели), «13-й район» – настоящий бенефис французского паркурщика Дэвида Белля, быстрого, ловкого и грациозного, как гепард. Свои возможности он показывает в первой же сцене фильма, где его герой, уличный паренек по имени Лейто, спасается бегством от банды вооруженных громил – в процессе буквально просачиваясь сквозь узенькие окна и демонстрируя поистине паучью цепкость. Финальным аккордом в этой блестяще срежиссированной, снятой и исполненной погоне становится прыжок Лейто с одного здания на другое – снятый так, что в его подлинности не возникает никаких сомнений. Фильм оказался достаточно популярен, чтобы породить сиквел, в плане трюков также весьма эффектный, и недавний голливудский ремейк (все – с участием Белля).
Темный рыцарь (2008)
Хотя в кассовой битве победу одерживают экранизации комиксов от Marvel – пестрые, бойкие, «мультяшные», работы Кристофера Нолана в этом жанре пользуются не меньшим, а то и большим уважением. Не только за «более темный, более реалистичный» подход к сюжету и персонажам, но и за любовь к «практическим» спецэффектам, которые создаются не на компьютерах, а по старинке, руками декораторов, пиротехников и каскадеров. Так, один из наиболее эффектных трюков самого кассового фильма Нолана, «Темный рыцарь», тоже сделан «вручную», без компьютерной графики – это переворот гигантского 18-колесного грузовика на городской улице. Нолана пытались убедить слегка поумерить амбиции, взяв грузовик поскромнее, но режиссер остался непреклонен. В итоге переворачивать грузовик пришлось дважды – один раз за пределами города, чтобы убедиться, что все пойдет как надо и многотонная махина не улетит в неконтролируемом направлении, круша городские здания. Причем за рулем машины во время этого переворота действительно сидел человек! Снимали трюк с семи камер, расположенных в разных точках, в окончательный монтаж вошли кадры с двух из них.
Начало (2010)
В отличие от большинства упомянутых в этой подборке трюков, в трюке с вращающейся комнатой из блокбастера Кристофера Нолана «Начало» никому из каскадеров серьезная опасность не угрожала, но он был настолько сложен в подготовке и оказался настолько зрелищным на пленке, что мы не могли не включить его в нашу статью. Напомним, в ключевой сцене фильма один из героев картины в исполнении Джозефа Гордона-Левитта оказывается сначала в коридоре, а затем в комнате с постоянно меняющейся гравитацией – и ему нужно не только каким-то образом сохранять в ней равновесие, но и сдерживать врагов. Авторы построили для съемок несколько вращающихся декораций и продумали сложную систему вспомогательно-страховочных тросов для актеров, а Гордон-Левитт провел две недели в тренировках – исключительно для съемок одной этой сцены.
Миссия невыполнима 4: Протокол «Фантом» (2012)
Том Круз известен как актер, который любит выполнять свои трюки самостоятельно. Он не делает на этом упор, как тот же Джеки Чан, и не строит на этом свою популярность, но о любви Круза к трюкачеству в кадре говорят все, кто с ним работал. Одним из главных его достижений на этом поприще стала четвертая часть «Миссии невыполнима», в которой Круз самолично карабкался по самому высокому зданию в мире – башне Бурдж Халифа, что находится в Дубае. Понятно, что трюки на такой высоте, да еще и с участием звезды класса «А», требовали скрупулезной проработки, и на подготовку к этой сцене ушел целый месяц – на студии Paramount построили стену высотой в 25 метров, на которой шаг за шагом отрабатывали каждое движение актера и расстановку камер. А когда съемки эпизода закончились, Круз забрался на самую верхушку башни, где фотографы сделали несколько дополнительных снимков его, босого, сидящего над городом на высоте птичьего полета, – при виде этих фото ноги становятся ватными сами собой. Правда, есть мнение, что многое из этого (включая фото) на самом деле было сделано дублерами звезды, но это не умаляет эффектности того, что мы видим на экране в фильме.
Проголосуйте за этот материал!
+4
0 комментариев