+3

Как создают авиационные двигатели (60 фото)

Если вам интересно узнать, как производят двигатели для современных самолетов, то предлагаем отправиться на виртуальную экскурсию на завод ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение», где изготавливают двигатели для реактивных самолетов, в том числе для семейства Су (Су-35С, Су-27 и Су-30). 

1. Сварка в обитаемой камере «Атмосфера-24»

Интереснейшим этапом производства двигателя является аргонодуговая сварка наиболее ответственных узлов в обитаемой камере, обеспечивающая полную герметичность и аккуратность сварного шва. Специально для УМПО ленинградским институтом «Прометей» в 1981 году создан один из крупнейших в России участок сварки, состоящий из двух установок «Атмосфера-24».
 Как создают авиационные двигатели (60 фото)

2. По санитарным нормам рабочий может проводить в камере не более 4,5 часов в день. С утра — проверка костюмов, медицинский контроль, и только после этого можно приступать к сварке.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)
3. Сварщики отправляются в «Атмосферу-24» в легких космических скафандрах. Через первые двери шлюза они проходят в камеру, им прикрепляют шланги с воздухом, закрывают двери и подают внутрь камеры аргон. После того, как он вытеснит воздух, сварщики открывают вторую дверь, заходят в камеру и начинают работать.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)


4. В безокислительной среде чистого аргона начинается сварка конструкций из титана.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)


5. Контролируемый состав примесей в аргоне позволяет получить качественные швы и повысить усталостную прочность сварных конструкций, обеспечивает возможность подварки в самых труднодоступных местах за счет применения сварочных горелок без использования защитного сопла.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)


6. В полном облачении сварщик, действительно, похож на космонавта. Чтобы получить допуск к работе в обитаемой камере, рабочие проходят курс обучения, вначале они в полной экипировке тренируются на воздухе. Обычно двух недель достаточно, чтобы понять, годится человек для такой работы или нет — нагрузки выдерживает далеко не каждый.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)


7. Всегда на связи со сварщиками — специалист, следящий за происходящим с пульта управления.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)


8. Оператор управляет сварочным током, следит за системой газоанализа и общим состоянием камеры и работника.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)


9. Ни один другой способ ручной сварки не даёт такого результата, как сварка в обитаемой камере. Качество шва говорит само за себя.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)


10. Электронно-лучевая сварка.


Электронно-лучевая сварка в вакууме — полностью автоматизированный процесс. В УМПО он осуществляется на установках Ebokam. Одновременно сваривается два-три шва, причём с минимальным уровнем деформации и изменением геометрии детали.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)


11. Один специалист работает одновременно на нескольких установках электронно-лучевой сварки.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)


12. Детали камеры сгорания, поворотного сопла и блоков сопловых лопаток требуют нанесения теплозащитных покрытий плазменным способом. Для этих целей используется робототехнический комплекс ТСЗП-MF-P-1000.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)


13. Инструментальное производство


В составе УМПО 5 инструментальных цехов общей численностью около 2500 человек. Они занимаются изготовлением технологического оснащения. Здесь создают станочные приспособления, штампы для горячей и холодной обработки металлов, режущий инструмент, мерительный инструмент, пресс-формы для литья цветных и черных сплавов.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)


14. Производство пресс-форм для лопаточного литья осуществляется на станках с ЧПУ.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)


15. Сейчас для создания пресс-форм нужно всего два-три месяца, а раньше этот процесс занимал полгода и дольше.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)


16. Автоматизированное средство измерения улавливает мельчайшие отклонения от нормы. Детали современного двигателя и инструмента должны быть изготовлены с предельно точным соблюдением всех размеров.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)


7. Вакуумная цементация.


Автоматизация процессов всегда предполагает уменьшение затрат и повышение качества выполняемых работ. Это относится и к вакуумной цементации. Для цементации - насыщения поверхности деталей углеродом и повышения их прочности - используются вакуумные печи Ipsen.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)


18. Для обслуживания печи достаточно одного работника. Детали проходят химико-термическую обработку в течение нескольких часов, после чего становятся идеально прочными. Специалисты УМПО создали собственную программу, которая позволяет осуществлять цементирование с повышенной точностью.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)


19. Литейное производство


Производство в литейном цехе начинается с изготовления моделей. Из специальной массы прессуются модели для деталей разных размеров и конфигураций с последующей ручной отделкой.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)


20. На участке изготовления выплавляемых моделей работают преимущественно женщины.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)


21. Облицовка модельных блоков и получение керамических форм — важная часть технологического процесса литейного цеха. 
Как создают авиационные двигатели (60 фото)


22. Перед заливкой керамические формы прокаливаются в печах.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)


23. Керамическая форма прокалена – далее её ждёт заливка сплавом.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)


24. Так выглядит залитая сплавом керамическая форма.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)


25. «На вес золота» - это о лопатке с монокристаллической структурой. Технология производства такой лопатки сложная, но и работает эта дорогая во всех отношениях деталь гораздо дольше. Каждая лопатка «выращивается» с использованием специальной затравки из никеле-вольфрамового сплава.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)


26. Участок обработки полой широкохордной вентиляторной лопатки

Для производства полых широкохордных вентиляторных лопаток двигателя
ПД-14 — движущей установки перспективного гражданского самолёта МС-21 -

создан специальный участок, где осуществляется вырезка и механическая обработка заготовок из титановых плит, окончательная механическая обработка замка и профиля пера лопатки, включая его механическую шлифовку и полировку.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)


27. На четырёхкоординатном горизонтальном обрабатывающем центре внедрена технология окончательной обработки торца пера лопатки на приспособлении, спроектированном и изготовленном в УМПО, - ноу-хау предприятия.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)


28. Комплекс производства роторов турбины и компрессора (КПРТК) — это локализация имеющихся мощностей для создания основных составляющих элементов реактивного привода.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)


29. Сборка роторов турбины — трудоёмкий процесс, требующий особенной квалификации исполнителей. Высокая точность обработки соединения «вал-диск-носок» - гарантия долгосрочной и надёжной работы двигателя.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)


30. Многоступенчатый ротор собирается в единое целое именно в КПРТК.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)


31. Балансировку ротора осуществляют представители уникальной профессии, которой в полной мере можно овладеть только в заводских стенах.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)


32. Производство трубопроводов и трубок


Чтобы все агрегаты двигателя слаженно функционировали — компрессор нагнетал, турбина крутилась, сопло прикрывалось или открывалось, нужно подавать им команды. «Кровеносными сосудами» сердца самолёта считаются трубопроводы — именно по ним передаётся самая разная информация. В УМПО есть цех, который специализируется на изготовлении этих «сосудов» - разнокалиберных трубопроводов и трубок.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)


33. На мини-заводе по производству трубок требуется ювелирная ручная работа — некоторые детали являются настоящими рукотворными произведениями искусства.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)


34. Многие операции по трубогибу выполняет и станок с числовым программным управлением Bend Master 42 MRV. Он гнёт трубки из титана и нержавеющей стали. Сначала определяют геометрию трубы по бесконтактной технологии с помощью эталона. Полученные данные отправляют на станок, который производит предварительное сгибание, или на заводском языке — гиб. После производится корректировка и окончательный гиб трубки.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)


35. Так выглядят трубки уже в составе готового двигателя — они оплетают его, как паутина, и каждая выполняет свою задачу.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)


36. Окончательная сборка.


В сборочном цехе отдельные детали и узлы становятся целым двигателем. Здесь трудятся слесари механосборочных работ высочайшей квалификации.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)


37. Собранные на разных участках цеха крупные модули стыкуются сборщиками в единое целое. 
Как создают авиационные двигатели (60 фото)


38. Конечным этапом сборки является установка редукторов с топливно-регулирующими агрегатами, коммуникаций и электрооборудования.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)


39. Производится обязательная проверка на соосность (для исключения возможной вибрации), центровка, так как все детали поставляются из разных цехов.


 Как создают авиационные двигатели (60 фото)
40. После предъявительских испытаний двигатель возвращается в сборочный цех на разборку, промывку и дефектацию. Сначала изделие разбирают и промывают бензином. Затем — внешний осмотр, замеры, специальные методы контроля. Часть деталей и сборочных единиц направляется для такого же осмотра в цехи-изготовители. Потом двигатель собирают вновь - на приёмо-сдаточные испытания.


Как создают авиационные двигатели (60 фото)
41. Слесарь-сборщик собирает крупный модуль.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)
42. Слесари МСР выполняют сборку величайшего творения инженерной мысли XX века — турбореактивного двигателя - вручную, строго сверяясь с технологией.

Как создают авиационные двигатели (60 фото) 
 
43. Управление технического контроля отвечает за безупречное качество всей продукции. Контролёры работают на всех участках, в том числе — и в сборочном цехе.




Как создают авиационные двигатели (60 фото)
44. На отдельном участке собирают поворотное реактивное сопло (ПРС) — важный элемент конструкции, отличающий двигатель АЛ-31ФП от его предшественника АЛ-31Ф.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)
45. Ресурс работы ПРС — 500 часов, а двигателя — 1000, поэтому сопел нужно делать в два раза больше.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)




46. На специальном мини-стенде проверяют работу сопла и его отдельных частей.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)




47. Двигатель, оснащённый ПРС, обеспечивает самолёту большую манёвренность. Само по себе сопло выглядит довольно внушительно.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)




48. В сборочном цехе имеется участок, где выставлены эталонные образцы двигателей, которые изготавливались и изготавливаются последние 20-25 лет. 
Как создают авиационные двигатели (60 фото)




49. Испытания двигателей.


Испытание авиационного двигателя – завершающий и очень ответственный этап в технологической цепочке. В специализированном цехе осуществляются предъявительские и приёмо-сдаточные испытания на стендах, оснащённых современными автоматизированными системами управления технологическими процессами.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)




 
50. В ходе испытаний двигателя используется автоматизированная информационно-измерительная система, состоящая из трех компьютеров, объединенных в одну локальную сеть. Испытатели контролируют параметры двигателя и стендовых систем исключительно по показаниям компьютера. В режиме реального времени производится обработка результатов испытания. Вся информация о проведенных испытаниях хранится в компьютерной базе данных.





Как создают авиационные двигатели (60 фото)
51. Собранный двигатель проходит испытания согласно технологии. Процесс может занимать несколько суток, после чего двигатель разбирают, промывают, дефектируют.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)

52. Вся информация о проведённых испытаниях обрабатывается и выдаётся в виде протоколов, графиков, таблиц, как в электронном виде, так и на бумажном носителе.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)

Как создают авиационные двигатели (60 фото)






54. Внешний вид испытательного цеха: когда-то гул испытаний будил всю округу, теперь наружу не проникает ни один звук.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)






55. Цех № 40 — место, откуда вся продукция УМПО отправляется заказчику. Но не только — здесь осуществляется окончательная приёмка изделий, агрегатов, входной контроль, консервация, упаковка.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)






56. Двигатель АЛ-31Ф отправляется на упаковку.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)






57. Двигатель ожидает аккуратное обёртывание в слои упаковочной бумаги и полиэтилена, но это не всё.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)






58. Двигатели помещаются в спроектированную для них специальную тару, которая маркирована в зависимости от типа изделия. После упаковки идёт комплектация сопроводительной технической документацией: паспортами, формулярами и пр.
Как создают авиационные двигатели (60 фото)






59. Двигатель в действии!
Как создают авиационные двигатели (60 фото)





 

Источник: gelio.livejournal.com



Проголосуйте за этот материал!
+3
Понравился пост? Поделись с друзьями:

0 комментариев

Оставить комментарий