+3

Фильмы, деньги на съемки которых были получены нестандартными способами (13 фото)

В век Интернета, когда деньги на кино можно собрать через Сеть с помощью краудфандинга (показательный свежий пример – шведский Kung Fury, наделавший большого шума на этой неделе), а спецэффекты идут по цене картошки, мало кто задумывается о том, как выкручивались режиссеры прошлого, пытавшиеся пробиться в кинобизнес без участия могущественных продюсеров. Чтобы напомнить, что не Интернетом единым жив независимый фильммейкер, мы вместе с порталом Film.ru собрали дюжину поучительных историй о проектах, профинансированных весьма неожиданными путями.
Фильмы, деньги на съемки которых были получены нестандартными способами (13 фото) 

Страх (The Terror, 1963)


 Фильмы, деньги на съемки которых были получены нестандартными способами (13 фото)«Страх» Роджера Кормана – несомненно, одна из самых странных лент в истории, которую точнее всего было бы назвать «фильмом-буриме». В 1963 году продюсер-многостаночник и будущий «король трэша» обнаружил, что на студии AIP остались декорации от «Ворона» по Эдгару По и от других недавно завершенных фильмов, а также старый реквизит и неиспользованные куски 35-миллиметровой пленки. На следующие 4 дня не было намечено никаких съемок. Актеры из только что отснятых проектов еще не успели разъехаться по домам, и Корман решил привлечь их к делу, тут же набросав на коленке готический сценарий о вояке наполеоновской армии, встретившем загадочную женщину-призрака. Корман заплатил звезде хорроров Борису Карлоффу $1500 за три дня съемок, пообещав удесятерить эту сумму, если будущий фильм, получивший название «Страх», соберет в прокате хотя бы $150 000 (чего никогда не случилось). Позже Карлофф вспоминал: «Я прочел этот рваный сценарий и умолял Кормана не совершать ошибку». Но режиссер не послушал. Отсняв Карлоффа и едва не утопив его в резервуаре с ледяной водой, он перепоручил дело Фрэнсису Форду Копполе, и тот на чистом энтузиазме доснимал некоторые эпизоды еще три дня. Далее в режиссерское кресло сели Монте Хеллман, Джек Хилл, Питер Богданович, совладелец API Джек Николсон (последний поучаствовал в фильме еще и как актер на пару со своей женой Сандрой Найт)… На 12-й день пленки не осталось, Корман скомандовал отбой и засел за монтирование. Конечный результат, напоминающий письмо Дяди Федора родителям, сложно оценивать с точки зрения искусства – да этого и не требуется. Просто, как сказал Карлофф, «это было весело».

Музыкант (El mariachi, 1991)


Фильмы, деньги на съемки которых были получены нестандартными способами (13 фото)
 Роберт Родригес еще в школе снял несколько короткометражек с нулевым бюджетом, получивших призовые места на конкурсах, так что в вопросах бюджета немного разбирался. Но на полнометражный дебют требовались какие-никакие деньги – накопленных им $4000 на полуторачасовой фильм уж никак не хватало. Роберт вышел из положения и заработал еще три тысячи, устроившись в Техасе «подопытным кроликом» на испытаниях экспериментальных лекарств, снижающих холестерин. Проторчав в лаборатории месяц, он в перерывах между приемом таблеток и сбором собственных фекалий в эмалированный поддон набросал сценарий и уболтал друга одного из своих «коллег» по экспериментам исполнить в будущем фильме главную роль. В итоге ему удалось втиснуться в микробюджет, сняв все сцены «Музыканта» с одного дубля на арендованную 16-миллиметровую камеру, работая без «хлопушки» и записывая диалоги на обычный магнитофон, а массовку ленты составили завсегдатаи местных баров. Криминальная история о бродячем музыканте, ошибочно принятом за мафиози, задумывалась молодым режиссером для релиза сразу на хоум-видео, но в итоге была показана в Каннах и на других престижных фестивалях, попала в американский прокат и обеспечила Родригесу успешную карьеру. Что стало с судьбоносным лекарством, неизвестно: на рынок оно так и не попало.

Глубокая глотка (Deep Throat, 1972)


Фильмы, деньги на съемки которых были получены нестандартными способами (13 фото) Бывший нью-йоркский парикмахер Джерард Дамиано очень хотел снимать кино: за время работы в салоне он наслушался женской болтовни о сексе и был уверен, что немного ядреного секса зрителям не повредит. На его счастье, расцвет независимого кино начала 70-х даже непрофессионалам давал возможность прикоснуться к кинопроцессу. Общие знакомые организовали Джерарду работу типа «принеси-подай» на съемках дешевых хорроров и сексплоштейнш-фильмов, но это все было не то: амбиции творческой натры были куда шире. Однажды, нацарапав за выходные сценарий под названием «Глубокая глотка» и заручившись поддержкой своей новой знакомой Линды Боримен, оральные таланты которой сами по себе должны были сработать как спецэффект, он пошел искать деньги. Знакомые фильммейкеры крутили у виска пальцем: «История про девушку, у которой клитор в горле? Да ты шутишь». Единственным, кто проявил к проекту интерес, был Луи Перейно по прозвищу Грубиян: владелец компании Plymouth Distributing решил профинансировать ленту собственными силами и загнать ее в широкий прокат (куда прежде порнофильмам путь был заказан), благо, как работают дистрибуционные схемы, он хорошо знал. Если верить Дамиано, он тогда понятия не имел, что Перейно – член мафиозной семьи Коломбо, но кое о чем стал догадываться, когда хардкорный фильм каким-то образом попал в мейнстримовые кинозалы и на него повалили зрители. Вскоре Дамиано навестили суровые итальянские парни и в ультимативном порядке предложили режиссеру отказаться от всех авторских прав в обмен на 25-тысячный чек. Режиссер не стал спорить. В итоге картина при бюджете в 22 тысячи заработала несколько сотен миллионов и открыла «золотой век порно», все ее авторы прославились, а Перейно и прочих причастных вскоре судили за отмывку денег под прикрытием кинопроката. Дамиано счастливо избежал тюрьмы и работал в порно еще два десятка лет. Малая сумма денег вкупе с дерзкой задумкой и знанием «нужных людей» – вот все, что порой нужно, чтобы произвести переворот в целом жанре: после «Глубокой глотки» индустрия «фильмов для взрослых» уже никогда не была прежней.

Песня мерзавца (Sweet Sweetback's Baadasssss Song, 1971)


Фильмы, деньги на съемки которых были получены нестандартными способами (13 фото) 
Инди-режиссер Мелвин Ван Пиблз точно знал, что ему нужно, когда писал сценарий, снимал и монтировал фильм о злоключениях чернокожей секс-машины по имени Свит Свитбэк. После пары сделанных в Голливуде фильмов он был сыт по горло тамошним студийным диктатом и фильм «Песнь мерзавца» решил снимать за собственные деньги. Лента изобиловала сексуальными сценами, которые было проще снять по-настоящему, чем имитировать. Поскольку ни на каскадера, ни даже на дублера у Мелвина бюджета не имелось, режиссер сам исполнил главную роль, в результате чего подхватил на съемках гонорею. К этому моменту он уже успел растратить и свои накопления, и ссуженные у комика Билла Косби $50 тысяч, поэтому финансы на лечение дурной болезни решил выбивать из… Гильдии кинорежиссеров. Денег ему дали. Но вместо того, чтобы отправиться к доктору, хитрый Ван Пиблз немедленно вложил всю сумму в подвисший проект – и все-таки довел его до конца. Жертвуя здоровьем ради искусства, режиссер не прогадал: «Песня мерзавца» стала одним из самых прибыльных и обсуждаемых фильмов 1971 года, заработав в прокате более $10 млн. и попутно породив целый новый поджанр – «блэксплотейшн».

Звероферма (Animal Farm, 1954)


Фильмы, деньги на съемки которых были получены нестандартными способами (13 фото)
 Мало кто знает, что первым европейским полнометражным мультфильмом была «Звероферма» по повести Джорджа Оруэлла, но еще меньше людей в курсе, что создание британской картины было профинансировано ЦРУ. В начале 50-х годов американские спецслужбы, искавшие любые способы дискредитации СССР, выступили с идеей экранизации беспощадного антикоммунистического памфлета, замаскированного писателем под сказку о животных, прогнавших с фермы людей-эксплуататоров. Выкупив права на повесть и заинтересовав этим проектом оскароносного продюсера Луиса Де Рошмона, Центральное разведывательное управление потребовало от него полного контроля над сценарием и добилось переписывания образов некоторых персонажей (например, хряк Сноуболл, под именем которого был выведен Троцкий, стал гораздо менее симпатичным), а также изменения финала. Общая мысль повести, доказывавшей, что «коммунизм ничуть не лучше монархии», стала заметно категоричней: «коммунизм гораздо ХУЖЕ монархии». По итогу некоторые критики осудили отступления экранизаторов от буквы оригинала, заметив, что подобная расстановка акцентов превращает меланхоличную оруэлловскую сатиру в откровенную пропаганду (чего заказчики и добивались), но в целом публика приняла ленту позитивно. Восемьдесят художников-аниматоров, два с половиной года работавших под началом наемных режиссеров Джоя Батчелора и Джона Халаса, понятия не имели, кто дал деньги на ленту – выяснилось это только спустя полвека, уже в новом тысячелетии. Что и говорить, ЦРУ умеет хранить свои секреты.

План 9 из открытого космоса (Plan 9 from Outer Space, 1959)


Фильмы, деньги на съемки которых были получены нестандартными способами (13 фото) 
Эдвард Вуд-младший работал с реальным голливудским продюсером Джорджем Вайсом лишь один раз – когда снимал свой кинодебют о жизни трансвеститов «Глен или Гленда». Фильм, в котором он исполнил главную роль, провалился в прокате с таким треском, что Вуда с его идеями стали отовсюду гнать. Вынужденный выкручиваться Эдвард финансировал свои следующие проекты уже за счет людей, имевших весьма смутное понятие о кинобизнесе, – и всех их конечные результаты настолько ужасали, что доступ к кассе немедленно закрывался. К своему шестому (и самому известному) проекту Вуд уже настолько озверел, что не постеснялся охмурить верхушку протестантской организации «Южная баптистская церковь», наобещав им золотые горы и соблазнив тем, что в фильме будет звезда – прославленный «Дракула» Бела Лугоши. На самом деле Лугоши уже умер, а все, чем режиссер располагал, был небольшой ролик с его участием, но ради хорошего дела почему бы не соврать? Церковь была не против приумножить свои фонды и перевложить их в создание душеспасительных библейских лент, ее даже не смутила фантастическая направленность сюжета о нападении на Землю инопланетян – правда, в ответ Вуду выкатили условие: он сам и вся съемочная группа обязаны пройти обряд крещения, а один из членов церкви должен получить заметную роль, способствующую увеличению его паблисити. Выделенных денег все равно не хватило ни на что пристойное (достаточно сказать, что «летающие тарелки» закупались в магазине игрушек, а гроб для одной из сцен Вуду пришлось одалживать у приятеля, использовавшего его вместо кровати), публика ленту освистала, и обозленные баптисты послали постановщика к черту – в результате этой и последующих творческих неудач он скатился до съемок порно и заработал от критиков прозвище «худшего в мире режиссера». Зато после смерти Вуд стал культовой личностью и заработал именной байопик работы Тима Бертона. Не так уж плохо…

Пи (Pi, 1998)


Фильмы, деньги на съемки которых были получены нестандартными способами (13 фото) 
Сегодня Дарен Аронофски – знаменитый режиссер, но в середине 90-х до мировой славы было еще далеко: молодой выпускник Гарварда, имевший за поясом три короткометражки, отчаянно искал денег на свой первый «полный метр». И не находил: никому не был интересен черно-белый психологический триллер об одержимом теорией чисел сумасшедшем ученом. Первый инвестор ленты, появившийся на горизонте и давший $30 000, испарился через пару месяцев после начала съемок. «Тогда я решил написать письма всем, кого вообще знаю, – рассказывал позже Аронофски. – И попросить у каждого 100 долларов – не такие уж большие деньги». Откликнулось полторы сотни человек, накидавших в общей сумме $15 000. В случае успеха фильма режиссер обещал вернуть им уже 150 долларов, а также выдать два билета на премьеру и упомянуть в титрах. Увидев, что дело движется, вернулся старый инвестор и со скрипом отсыпал еще 15 тысяч. Фильм был спасен: после завершения работ «Пи» наполучал фестивальных призов, был продан компании Artisan за миллион и заработал больше 3 млн. в прокате (при общем бюджете около 60 тысяч), что позволило микроинвесторам получить обратно свои деньги. Позже Аронофски не исключал, что своими письмами способствовал финансовому успеху кинодебюта: «Я создал сообщество неравнодушных зрителей, связанных с лентой. Представьте себе этих людей, которые всем говорили: “Эй, я в это инвестировал! Смотрите мое кино! Я продюсер!”».

Большой взрыв (The Big Bang, 1989)


Фильмы, деньги на съемки которых были получены нестандартными способами (13 фото) 
В конце 80-х режиссер Джеймс Тобэк пришел на манхэттенскую вечеринку и завязал разговор с немолодым джентльменом, ошивавшимся вокруг со скучающим видом. Между коктейлями он поведал ему концепцию своей новой картины «Большой взрыв» – набора интервью с разными людьми, которые просто рассуждали бы о Боге, жизни и смерти. Нечаянный собеседник оказался флоридским миллионером Джозефом Кантером, и его поразила в самое сердце фраза Тобэка: «Через 200 лет, когда мы все умрем, о вас могут вспомнить только потому, что вы были обозначены в титрах как продюсер “Большого взрыва”». Время уже близилось к полуночи, когда новые знакомые залегли на диван дома у Тобэка и посмотрели на VHS четыре его первых фильма. По окончании просмотра Кантер выписал Тобэку чек на $400 тысяч. «Люди хотят, чтобы их помнили, – комментирует режиссер. – Когда у тебя куча денег, единственное, что тебя волнует, это не их потеря, а потеря себя – то есть смерть. Тогда-то и возникает вопрос: “Вот у меня есть деньги, но что я оставлю после себя?” Это заставляет их паниковать». Что ж, Джеймс использовал свой шанс. А вы теперь знаете, о чем говорить с миллионерами, если у вас есть интересные идеи для кино. Единственное, в чем Тобэк призывает не лукавить – в том, велик ли шанс вернуть деньги. По его наблюдениям, инвестирование, превращенное в акт чистой благотворительности, гораздо приятней для богачей, чем необходимость волноваться из-за удачности капиталовложения.

Клерки (Clerks, 1994)


Фильмы, деньги на съемки которых были получены нестандартными способами (13 фото)

 Когда 23-летнего Кевина Смита выгнали из киношколы и вернули остаток денег за обучение, у него на руках оказалось $4500. Дебютант немедленно решил пустить их в дело и написал сценарий комедии «Клерки» – правда, на полноценное кино сбережений все равно не хватало, а найти кого-то, кто согласился бы вложиться в «164 страницы грязных шуток», Кевин даже не надеялся. Потому он завел 10 кредитных карточек («все, кроме American Express, потому что они требуют возвращать деньги в конце месяца») и снял с них в общей сумме еще тысяч 20. Выплата страховки после внезапного наводнения, испортившего автомобили Смита и его друга детства Джейсона Мьюса, принесла еще $3500. Остальное по мелочи удалось содрать с членов семьи, которых Кевин дополнительно привлек в качестве статистов. Конечной суммы (около $28 000) со скрипом хватило на три недели съемок. Черно-белую ленту о рабочих буднях продавца придорожного магазинчика снимали в шопе Quick Stop, в котором работал сам Смит. Использовать магазин можно было только ночью, из-за чего режиссер спал не больше часа в сутки и к концу съемок уже не мог стоять на ногах. По итогу в фильме было столько матерщины, что рейтинговая комиссия MPAA присвоила ему «порнографический» рейтинг NC-17, так что Смиту пришлось привлечь к делу адвокатов. В итоге рейтинг был снижен до более кассоугодного R, а комедия произвела фурор на фестивале «Сандэнс» и собрала в кинотеатрах 3 миллиона. Годы спустя «Клерки» были внесены в список лучших комедий всех времен и удостоились цветного сиквела, а режиссер сегодня считается одним из флагманов независимого американского кинематографа. И не сказать что незаслуженно: иметь смелость брать кредиты, которые неизвестно, вернутся ли, может либо дурак, либо человек, чрезвычайно уверенный в своих талантах.

Ведьма из Блэр: Курсовая с того света (The Blair Witch Project, 1999)


Фильмы, деньги на съемки которых были получены нестандартными способами (13 фото) 
Очень много написано об истории создания «Ведьмы из Блэр», но мало где упоминается о том, как ее режиссеры Дэниел Мирик и Эдуардо Санчез добыли микроскопические деньги, на которые эта хоррор-лента была снята. Очень просто: дебютанты навешали лапши на уши ветерану голливудского промоутинга Джону Пирсону. «Мы толкнули ему телегу из разряда тех, что рассказываются у костра, – вспоминал Санчез. – Поведали выдуманную нами “легенду 200-летней давности” и рассказали о серии детских убийств и о бесследной пропаже людей, про которых мы, типа, хотим снять кино». К «разводняку» парочка хорошо подготовилась: их душераздирающий рассказ был облечен в форму 8-минутной псевдодокументалки об исчезнувших фильммейкерах, якобы пытавшихся раскопать правду о казненной ведьме, призрак которой продолжает мстить из могилы. Презентационный ролик помог найти стартовый капитал, но также всполошил и нью-йоркскую полицию, которая позже донимала Мирика и Санчеза, требуя от них подробностей дела. Молодые режиссеры даже на этом сумели сыграть, превратив промокампанию готовой ленты в пугательный аттракцион, убеждавший зрителя в том, что колдовство действительно существует. Позже фейк был развенчан, а «Ведьма из Блэр» получила отвратительный игровой сиквел, убивший документальное волшебство оригинала, но дело было сделано: «Ведьма» превратилась в один из самых прибыльных хорроров всех времен. И что с того, что ее выдумали от начала до конца? Паломников, по сей день пытающихся разыскать мифическую ведьму в лесах Мэриленда, меньше от того не становится.

Зловещие мертвецы (The Evil Dead, 1981)


Фильмы, деньги на съемки которых были получены нестандартными способами (13 фото) 
Среди людей, от скуки помогших совершить переворот в целом жанре, одно из призовых мест, без сомнения, должно принадлежать дантисту режиссера Сэма Рейми. «Зубные врачи – великие люди! – рассказывал в интервью Брюс Кэмпбелл, исполнивший главную роль в “Зловещих мертвецах”. – Один парень дал нам денег просто потому, что не поехал в Вегас в том году. Он сказал: “Обычно я просто беру пару тысяч и просаживаю их в Вегасе к чертям. Вот они, берите”». Позже эти деньги вернулись к нему в 17-кратном размере! Сделать успешными эту и другие подобные сделки дебютантам помогло короткое превью, снятое Рейми на камеру «Супер-8», – этот получасовой ролик под названием «В лесах» он показывал всем подряд, временами буквально «выклянчивая пожертвования» у совершенно незнакомых людей (впрочем, не забыв подоить и всех своих родственников, каких знал), и не угомонился, пока сумма инвестиций не достигла 90 тысяч, достаточных для запуска хоррор-ленты в производство. Дальнейшее уже история.

Джек-молния (Lightning Jack, 1994)


Фильмы, деньги на съемки которых были получены нестандартными способами (13 фото) 
Прославившись ролью в дилогии «Данди по прозвищу “Крокодил”», но так и не сумев обратить известность в голливудские деньги, Пол Хоган вернулся в родную Австралию и свою следующую идею решил финансировать необычным образом: актер учредил компанию Lightning Ridge Ltd и выставил ее акции на австралийскую биржу. После чего, разжившись финансами, вернулся в США снимать вестерн «Джек – молния». Несмотря на участие будущего оскаровского лауреата Кубы Гудинга-младшего, комедийная лента Саймона Уинсера о близоруком грабителе получилась на удивление несмешной и в прокате провалилась. Восстанавливать репутацию Хогану в итоге пришлось новым сиквелом о том же Данди. Что до Lightning Ridge Ltd, то она тихонько закрылась в 2001-м. Но во всем можно найти свои плюсы: как минимум какое-то количество людей в Австралии сегодня помнят, что был такой фильм, к созданию которого они приложили руку. Минус в том, что поминают они эту ленту, скорей всего, не самыми приятными словами.
Проголосуйте за этот материал!
+3
Понравился пост? Поделись с друзьями:

0 комментариев

Оставить комментарий