+6
Cтроительство Останкинской башни
Представляем вам очень интересный, на наш взгляд, репортаж о строительстве телебашни – с техническими подробностями, основанный на исторических снимках.
![Cтроительство Останкинской башни](http://mainfun.ru/uploads/images/01/71/15/2016/05/01/155241.jpg)
![Cтроительство Останкинской башни](http://mainfun.ru/uploads/images/01/71/15/2016/05/01/c1db4a.jpg)
Башня, вес которой более 32 тысяч тонн, возведена на монолитном кольцевом железобетонном фундаменте шириной 9,5 метра, высотой 3 метра и диаметром (описанной окружности) 74 метра.
В десятиугольной железобетонной ленте фундамента с помощью системы кольцевой напряженной арматуры (она состоит из 104 пучков, в каждом пучке по 24 проволоки диаметром 5 миллиметров каждая) создано предварительное напряжение — каждый пучок натянут гидравлическими домкратами с силой около 60 тонн.
![Cтроительство Останкинской башни](http://mainfun.ru/uploads/images/01/71/15/2016/05/01/420b1d.jpg)
Фундамент заложен в грунт на глубину 4,65 метра. Предполагается, что он осядет на 3—3,5 сантиметра. Устойчивость башни на опрокидывание имеет шестикратный запас.
![Cтроительство Останкинской башни](http://mainfun.ru/uploads/images/01/71/15/2016/05/01/348fdf.jpg)
Железобетонная опора всего сооружения—это тонкостенная коническая оболочка, опирающаяся десятью железобетонными “ногами” на банкетки фундамента.
Диаметр нижнего основания этой оболочки — 60,6 метра, а на высоте 63 метров он равен 18 метрам. Верхняя часть железобетонного ствола, начиная с высоты 321 метр, выполнена в виде цилиндра с наружным диаметром 8,1 метра. Толщина стен у основания башни — 500 миллиметров.
![Cтроительство Останкинской башни](http://mainfun.ru/uploads/images/01/71/15/2016/05/01/4f5791.jpg)
В центре конического основания на самостоятельном фундаменте (круглая железобетонная плита диаметром 12 метров и толщиной 1 метр) возведен железобетонный стакан высотой 63 метра и диаметром 7,5 метра. В этом стакане проходят скоростные лифты, силовые кабели, кабели связи, шахта с водопроводными и канализационными стояками и аварийная стальная лестница.
На стакан опираются концы балок пятнадцати междуэтажных перекрытии, в между стаканом и конусным основанием проходит лестничная клетка. Сооружение раздельных фундаментов для двух независимых конструкций — башни и стакана — позволяет передать на грунт различное давление при их неравномерной осадке.
![Cтроительство Останкинской башни](http://mainfun.ru/uploads/images/01/71/15/2016/05/01/f78984.jpg)
Под действием ветровой нагрузки верхняя часть башни может колебаться, и отклонение ее вершины при сильном ветре может достигнуть 10 метров. При ветрах, которые бывают в Москве довольно часто, в среднем раз в неделю, посетители смотровых площадок и ресторана будут ощущать колебания башни приблизительно так же, как качку корабля с амплитудой 8 сантиметров при периоде колебаний в 10 секунд.
![Cтроительство Останкинской башни](http://mainfun.ru/uploads/images/01/71/15/2016/05/01/0b0e70.jpg)
Есть у башни еще один “враг”. Это… солнце. Из-за одностороннего нагрева ствол перемещается (от искривления) у вершины на 2,25 метра, в на уровне смотровых площадок — на 0,72 метра. Для уменьшения деформаций от ветровых нагрузок и от одностороннего нагрева на расстоянии 50 миллиметров от внутренней поверхности ствола натянуто 150 стальных тросов.
Общее усилие их натяжения равно 10400 тоннам—это вес океанского парохода. Тросы примут на себя растягивающие усилия и предохранят бетон от трещин, а, следовательно, арматуру — от коррозии.
![Cтроительство Останкинской башни](http://mainfun.ru/uploads/images/01/71/15/2016/05/01/d30a7a.jpg)
На железобетонной части башни установлено несколько металлических антенн общей высотой в 148 метров. Антенны выполнены в виде стальных труб. Внутри труб имеются жесткие диафрагмы.
Для обслуживания антенн до высоты 470 метров используется специальный лифт. Чтобы осматривать и демонтировать вибраторы, а также периодически красить стальные конструкции антенн, устанавливаются 6 площадок с перилами и подвешиваются люльки.
![Cтроительство Останкинской башни](http://mainfun.ru/uploads/images/01/71/15/2016/05/01/be4901.jpg)
При строительстве башни широко использовались самые последние достижения строительной техники. Уникальным башенным краном БК-1000 грузоподъемностью 16 тонн (при вылете стрелы 45 метров) собирались и монтировались металлоконструкции.
Ствол башни сооружался с помощью единственного в мире самоподъемного агрегата весом около 300 тонн. Бетон этому агрегату доставляли лифты.
![Cтроительство Останкинской башни](http://mainfun.ru/uploads/images/01/71/15/2016/05/01/fe51fd.jpg)
На отдельной площадке гусеничным краном СКГ-100 (грузоподъемностью 100 тонн) собирались секции металлических антенн. Это была контрольная сборка. Одновременно на антеннах монтировалось оборудование и устанавливались вибраторы. Потом секции антенны вновь разобрали, и отдельные их части — царги — подавались краном на перегрузочную площадку на высоту 63 метра.
Затем специальным краном, установленным на стволе башни, первые царги поднимались на вершину башни и монтировались так, что они вошли внутрь ее ствола на 10 метров. А после этого монтаж вели с помощью ползучего крана.
![Cтроительство Останкинской башни](http://mainfun.ru/uploads/images/01/71/15/2016/05/01/44386f.jpg)
Проект архитектурно-строительной части телевизионной башни разработан ЦНИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений. Авторский коллектив: инженер-конструктор Н. Никитин, архитекторы Д. Бурдин, Л. Баталов, В. Милашевский, инженер-конструктор Б. Злобин, инженер-сантехник Т. Мелик-Аракелян.
Отдельные части проекта разрабатывал “Моспроект-1” и 19 других проектных организаций. Генеральная проектная организация — ГСПИ Министерства связи СССР. Технологическую часть проекта осуществляет авторский коллектив под руководством инженера И. Островского.
![Cтроительство Останкинской башни](http://mainfun.ru/uploads/images/01/71/15/2016/05/01/a0890b.jpg)
После контрольной сборки и настройки антенн на стенде отдельные монтажные элементы (царги) весом до 25 тонн гусеничным краном переносятся в зону действия кольцевого крана.
Он поднимает царгу на перегрузочную площадку на высоту 63 м. Мостовой кран, находящийся на высоте 385 и, поднимает царги на другую перегрузочную площадку, расположенную на 370-метровой высоте. Затем самоподъемный кран, передвигаясь по смонтированным царгам, устанавливает вновь поступающие царги друг на друга.
![Cтроительство Останкинской башни](http://mainfun.ru/uploads/images/01/71/15/2016/05/01/7e0bf7.jpg)
Последнее, самое верхнее звено кран поднимает за его середину. Для сохранения вертикального положения звена его нижний конец искусственно утяжеляется.
![Cтроительство Останкинской башни](http://mainfun.ru/uploads/images/01/71/15/2016/05/01/d042ab.jpg)
![Cтроительство Останкинской башни](http://mainfun.ru/uploads/images/01/71/15/2016/05/01/988b23.jpg)
С высоты 385 м видны кольцевые пути наземных кранов. На переднем плане снимка видна брезентовая “юбка” с веревочным каркасом За ней размещаются подвесные подмости, с которых ведутся работы по закреплению наружной опалубки и осмотр наружной поверхности бетона.
![Cтроительство Останкинской башни](http://mainfun.ru/uploads/images/01/71/15/2016/05/01/30d09d.jpg)
![Cтроительство Останкинской башни](http://mainfun.ru/uploads/images/01/71/15/2016/05/01/d779e2.jpg)
![Cтроительство Останкинской башни](http://mainfun.ru/uploads/images/01/71/15/2016/05/01/b376a4.jpg)
![Cтроительство Останкинской башни](http://mainfun.ru/uploads/images/01/71/15/2016/05/01/143154.jpg)
Проголосуйте за этот материал!
+6
0 комментариев