+4
Неприятная изнанка работы в Facebook
Женщинам, которые работали в Facebook, запрещали носить одежду, которая может быть «отвлекающим фактором» для коллег мужского пола. Во время церемонии приветствия новых сотрудников менеджеры по работе с персоналом произносили речь, в которой говорили женщинам, что в компании есть дресс-код, которого им придется придерживаться. Если, по мнению кадровиков, юбка какой-нибудь сотрудницы оказывалась слишком короткой, женщину отводили в сторонку и делали ей выговор.
По словам Мартинеса, к мужчинам не было такого отношения. Бывший сотрудник написал мемуары о работе в Facebook под названием Chaos Monkeys: Obscene Fortune and Random Failure in Silicon Valley, которые вышли в издательстве Harper Collins.
В названии книги Мартинес использует термин из мира технологий chaos monkey, которым называют инструмент, используемый разработчиками для выявления проблем в компьютерных системах до того, как они проявились. Для Мартинеса в Facebook было предостаточно проблем — например, похожая на КГБ внутренняя служба безопасности, мониторившая все, чем занимаются сотрудники компании.
Facebook давно обвиняют в сексистской корпоративной культуре, которая все еще отражает нравы, царившие в общежитии, когда история Facebook только началась. Например, Facemash, прототип Facebook, был обычной игрой «красивый — некрасивый», которая стала очень популярной в Гарварде, когда Цукерберг там учился. Бывшие сотрудники говорят, что с тех пор мало что изменилось и что ни о каких равных правах речи не идет.
Мартинес, которого уволили из Facebook в 2013 году после того, как он проработал два года над таргетированной рекламой, описывает, как новые сотрудники проходили через серию бесед, в ходе которых их пытались склонить к корпоративному образу мышления. Автор вспоминает, как бывший вице-президент компании Чамат Палихапития говорил ему: «Слушай, мы тут не для всякой ****и. Ты теперь в Facebook, и нам предстоит многое сделать». После еще 20 минут нотаций он закончил речь фразой: «Просто, б****, делай это». Но «делать это» можно только до определенного предела.
Автор мемуаров рассказывает, что отдел по работе с персоналом сказал им: достаточно один раз пригласить коллегу на свидание, и если ответ отрицательный, нужно оставить попытки. Потом следовало предупреждение коллегам женского пола. «Наше руководство отдела по работе с кадрами мужского пола при периодической поддержке женской половины начало распространяться на тему отказа от одежды, которая “отвлекает” коллег. Позже я узнал, что этот менеджер на самом деле отводил в сторону сотрудниц и делал им выговоры. Один из таких случаев произошел в рекламном отделе, когда стажер лет 16 постоянно приходила в коротких шортах».
Такое поведение по отношению к женщинам не смущало руководство даже в присутствии операционного директора Шерил Сэндберг, одного из немногих топ-менеджеров женского пола. Однажды она оценивала презентацию нового инструмента, в которой использовались фотографии кошек вместо снимков пользователей. Когда Сэндберг спросила, почему там только кошки, продуктовый менеджер Дэн Рубенстайн сказал: «Знаете, ведь кошки и котята — это типа киски…» Сэндберг не дослушала объяснение и ответила: «Понятно!» Затем она сказала: «Если бы в этой команде были женщины, они бы никогда не выбрали эти фотографии в качестве демокартинок. Я думаю, вам нужно заменить их немедленно». Рубенстайн демонстративно крупно написал в своем блокноте: «ЗАМЕНИТЬ КИСОК СЕЙЧАС ЖЕ!»
Мартинес, который до Facebook работал трейдером в Goldman Sachs и у которого периодически портятся отношения с матерью его троих детей, тоже немного страдает шовинизмом. Он пишет: «Большинство женщин в Области залива — мягкие и слабые, изнеженные и наивные, несмотря на свои притязания на прагматизм, и, в общем-то, полны дерьма. У них есть свой субъективный так называемый феминизм, и они постоянно бахвалятся своей независимостью, хотя на самом деле случись эпидемия или иностранное вторжение, они станут тем самым бесполезным багажом, который вы бы обменяли на пачку патронов или канистру дизеля».
Мартинес признается, что однажды пытался заняться сексом в чулане в кампусе Facebook после того, как напился в местном баре Shady Lady. Он говорит, что у него было достаточно пугающих моментов с женщинами, которые чуть не забеременели после незащищенного секса с ним.
Автор мемуаров утверждает, что работа в Facebook похожа на принадлежность к тоталитарному культу, где Цукерберг — бессменный лидер, а за ним следуют «истинно верующие», у которых есть миссия затащить всех людей в мире в социальную сеть. День, когда новый сотрудник пришел в Facebook, называется Faceversary (от слов Facebook и anniversary — годовщина) и отмечается празднованием, похожим на празднование крещения. К этому дню в компании относятся как ко второму дню рождения, коллеги поздравляют и дарят воздушные шарики.
День, когда люди уходят из Facebook, считается «смертью», и человек ставит на аватарку в Facebook фотографию своего расплющенного электронного пропуска, чтобы показать, что он покинул компанию.
В первом офисе Facebook одна из переговорных комнат называлась «Пинг», а соседняя — «Понг». Когда компания переехала в свой просторный кампус в Менло-парке, там появились таблички с надписями: «Наша работа никогда не заканчивается», «Принять перемены недостаточно», «Делай быстрее», «Путь пройден на 1%» и «Что бы ты сделал, если бы не боялся?».
Офис Марка Цукерберга стали называть аквариумом из-за стеклянных стен, а переговорка Сэндберг стала называться «Только хорошие новости», потому что только их она хотела слышать от коллег. Мартинес утверждает, что руководство хотело, чтобы сотрудники работали по 20 часов в сутки и более, даже по выходным, и питались в столовой, оборудованной для подачи завтрака, обеда и ужина.
Не все инициативы были успешными. Когда Цукерберг попросил сотрудников раскрасить стены нового офиса, он был в ярости, потому что через два дня все было усыпано неприличными рисунками. Цукерберг сделал рассылку по всей компании, где написал: «Я доверил вам создание искусства, а то, что вы нах*** сделали, называется вандализмом».
Мартинес утверждает, что Цукерберг одержим секретностью. Когда один из сотрудников слил подробности о запуске нового продукта компании, Цукерберг разослал всем письмо с ужасными словами: «Пожалуйста, уволься». Письмо должно было вызвать панику у всех получателей, а это были абсолютно все работники компании. Цукерберг был так зол на сотрудника, растрепавшего подробности о новинке, что словесно уничтожил его в письме, набросившись на его моральные устои и обвинив его в предательстве всей команды.
В книге написано: «Мораль этой притчи о блудном сыне и непрощающем отце была ясна: пошути с Facebook, и охранники вышвырнут тебя из дверей офиса, как пьяницу поздно вечером из забегаловки». О своем опыте личного общения с Цукербергом Мартинес вспоминает, что генеральный директор был груб и даже оборвал его на полуслове, сказав: «Просто отвечай на вопрос». На встрече по таргетингу Цукерберг не просматривал технические детали, потому что у него не хватало на это терпения, написано в мемуарах.
Цукерберг принимал решения, влиявшие на 1,6 млрд пользователей Facebook, основываясь на интуиции или по политическим причинам, а не в результате тщательных размышлений, считает Мартинес. Автор также дал жесткую оценку тому, как Facebook зарабатывал на рекламе до 2013 года, и сказал, что способность социальной сети монетизировать пользовательские данные — «дерьмо собачье» и что на самом деле они беспомощны.
Многие изменения появились вместе с Сэндберг, которая пришла в Facebook в 2008 году, а раньше работала в Google и училась у бывшего главы Федеральной резервной системы США Ларри Саммерса, будучи в Гарварде. Она учредила то, что Мартинес называет «верховным судом Шерил», то есть систему улучшения таргетинга, за который она отвечала. «Она явно видела своего начальника насквозь. Это была руководительница, которая отлично справлялась с ролью охранителя и поводыря для сложных и влиятельных мужчин, будь то роль главы отдела по работе с персоналом для секретаря ФРС Ларри Саммерса или операционного директора у Цука».
Одна из уловок Сэндберг по найму правильных сотрудников — заставить их думать, что они упускают уникальный, неповторимый шанс. Коллега рассказал Мартинесу: «Она меня буквально уговорила, сказав: “Слушай, я или возьму тебя сейчас и ты придешь работать в Facebook, или через год я найму тебя в подчинение тому парню, кому отдам должность, которую тебе предлагаю сейчас”. И это меня убедило».
Мартинес вспоминает, как Цукерберг объявил смертный бой Google в 2011 году, когда компания запустила социальную сеть Google+. Эта новость сразила главу Facebook наповал, и вся компания оказалась в осадном положении: сотрудникам было запрещено покидать здание. В речи перед всеми сотрудниками Цукерберг процитировал Катона Старшего, одного из своих любимых философов, заявив, что Карфаген должен быть разрушен, имея в виду Google. После этого все вышли в боевом настроении. По всему кампусу развесили плакаты со шлемами римских центурионов и этой фразой, сказанной главой компании. Когда стало ясно, что Google преувеличивал количество пользователей своей соцсети, оказалось, что это не соперник.
Мартинес не первый, кто говорит о скелетах в шкафу Facebook. Бывшая сотрудница Кейт Луз в своих мемуарах The Boy Kings: A Journey into the Heart of the Social Network пишет, что атмосфера в компании ужасно сексистская и напоминает устои 1950-х годов. Она утверждает, что сотрудницам компании предлагался групповой секс или в их адрес произносились оскорбительные фразы вроде «Я хочу вонзить зубы в твою задницу». Персонал низшего звена, большинство которого — женщины, не допускали на конференции, разве что в роли гардеробщиц. В своей книге она сравнивает Цукерберга с Наполеоном, называя его «маленьким императором», который создал компанию, где сотрудники поклоняются ему, как идолу.
Проголосуйте за этот материал!
+4
0 комментариев