+5

Как говорят воспитанные люди?

Как говорят воспитанные люди?
 
Человеческая натура чувствительна к речи. Мы оцениваем собеседника не только по его действиям, но и по отношению к словам, которые он произносит. Народная мудрость «видна птица по перьям, а человек по речам» отлично иллюстрирует это. Англичане говорят «manners make the man» – о человеке судят не по характеру, а по его манерам и лучше всего он демонстрирует это в разговоре.

Иногда перед нами оказываются люди, которые не здороваются, не отвечают, говорят «ты» или сокращают имя без разрешения. В этом случае пропадает желание поддерживать беседу. Невоспитанность возмущает, пренебрежительное отношение к собеседнику отталкивает. Бывает так, что с первых фраз мы понимаем – с человеком будет приятно разговаривать, просто потому, что он поздоровался и внимательно вас выслушал.
 
Труд английского дипломата и писателя Филипа Честерфилда «Письма к сыну» содержит немало наставлений относительно речевого поведения: "… надо быть очень невоспитанным человеком, чтобы оставить без внимания обращенный к тебе вопрос или ответить на него невежливо, или уйти, или заняться чем-то другим, когда кто-то заговорил с тобою – ибо этим ты даешь людям понять, что презираешь их и считаешь ниже своего достоинства их выслушать, а, тем более, им ответить..."
 
Продолжая мысль Честерфилда можно точно сказать, что воспитанные люди ведут себя в разговоре ЗАИНТЕРЕСОВАННО т.е. демонстрируют собеседнику, что он важнее, чем другие дела. Покажите, что вы действительно слушаете, поддерживайте разговор: оторвитесь от своих занятий, повернитесь в его сторону. Не отвечайте «угу» или «да», не кивайте часто головой, лучше скажите «Да, понимаю», «Это действительно заслуживает внимания», «Вам нелегко было принять такое решение!»
 
ВЕЖЛИВО манера приветствия и обращения никогда не останется без внимания. Слова «здравствуйте», «пожалуйста», «спасибо», «будьте любезны» настраивают на доброжелательную беседу и помогают чувствовать себя комфортно. Попробуйте разнообразить привычные вежливые фразы: «не стоит благодарности», «очень признательна», «тронут вашей заботой», «позвольте вас побеспокоить», «прошу меня извинить».
 
Исследования, которые проводили в разных лингво-культурах показали, что вежливость – главный показатель воспитанности собеседника. Русские респонденты называли вежливыми людей, которые здороваются, не навязывают своё мнение, дают высказаться другим, предупреждают конфликты.


НА РАВНЫХ – никому не нравится роль терпеливого, сговорчивого и притесняемого слушателя. Пропадает всякое желание говорить с высокомерными людьми. При разговоре воспитанный человек не подчёркивает социальный статус или благосостояние, не держится надменно. Даже если превосходство очевидно, важно быть доброжелательным, снисходительным и порядочным собеседником.
 
Геннадий Яковлевич – дирижёр нашего оркестра скрипачей – был совершенно невероятным слушателем. Когда дети что-нибудь рассказывали он складывал руки за спиной, слегка наклонялся вперёд и внимательно смотрел в глаза. Каждое наше слово находило отклик: жалуешься на диктанты – он искренне сочувствует, расскажешь о хороших оценках – хвалит и жмёт руку. Это не было ребячеством или заигрыванием. Геннадий Яковлевич был рад поговорить с нами.


ПРАВДИВО – воспитанные люди сообщают друг другу только такую информацию, в достоверности которой не должно быть сомнений. притворство в речи всегда отталкивает и сильно разочаровывает – обман, лесть, лицемерие – манипуляции, с помощью которых хотят добиться какого-нибудь действия. «Представляешь, он придумал историю, вместо того, чтобы просто попросить об одолжении! Неужели он думал, что я мог отказать?» Важно открыто говорить о своих намерениях и пожеланиях – это экономит время и облегчает взаимодействие: «Я хочу попросить тебя об одолжении. Будь добр....»
 
ЕСТЕСТВЕННО – утрирование голоса, вычурность речи, драматичные паузы и специально замедленный темп вводят слушателя в замешательство — он растерян, смущён и не понимает, как реагировать на такую экзальтированную манеру изъясняться. Говорите естественным голосом, не нужно использовать сложные фразы и редкие слова: «Милостивый государь, соблаговолите ответить на поставленный мною вопрос».
 
УМЕСТНО И УВАЖИТЕЛЬНО – воспитанные люди никогда не станут задавать неловких вопросов в присутствии посторонних людей или заводить беседу на неудобную для кого-то тему. Собеседники соблюдают правила приличия: эмоционально открыты, выражают собственные чувства и воспринимают выражение чувств другим человеком, не говорят слишком много, перебивая других.
 
Если у вас есть примеры того, как говорят воспитанные люди, поделитесь ими в комментариях.
Спасибо, что прочитали!
Проголосуйте за этот материал!
+5
Понравился пост? Поделись с друзьями:

0 комментариев

Оставить комментарий