+5
История семечек на Руси (8 фото)
Первое пришествие семечек на землю русскую
Семена подсолнечника в числе прочих диковинок попали к нам по воле Петра I, который, как известно, был охоч к разным новшествам. Семечки привезли к нам из Голландии в 1698 году. Сначала культура считалась декоративной и выращивалась в цветниках рядом с картофелем и томатами. Большие корзинки соцветий украшала сады и палисадники, как дворянских усадьб, так и крестьянских подворий.
Неизвестно, кто первый придумал щелкать семечки. Зато история сохранила дату первой отжимки подсолнечного масла. Крестьянин Бокарев, который проживал в селе Алексеевка Воронежской губернии, проявил смекалку и соорудил пресс. Он же отжал на самодельном устройстве первое подсолнечное масло. Продукт оценили по достоинству не только по вкусовым качествам. Его производство оказалось намного выгоднее, чем конопляного или льняного масла.
Спустя четыре года в том же селе построили первую маслобойню, которая переросла в завод. К слову, первый маслобойный завод до сих пор работает и выпускает популярную марку подсолнечного масла «Слобода». Подсолнечник быстро «переквалифицировался» из декоративной культуры в сельскохозяйственную, заполонив пахотные земли Воронежской и Саратовской губерний. Во время царствования Николая I доля подсолнечника в севообороте составляла 40%.
Щелкание семечек в царские времена
В царской России горожане долгое время не имели привычки щелкать семечки. Зато сельчане с удовольствием предавались неприглядному занятию и любили лузгать семечки практически круглый год. С открытием железнодорожного сообщения и ростом трудовой миграции они привезли привычку щелкать семечки в города.
Вскоре горожане начали лузгать «семки». Но делали они это тайком, скрываясь от посторонних глаз в пределах родных стен. До Октябрьской революции сие занятие считалось неприличным. Щелкание семечек в общественных местах считалось верхом бескультурья.
Революция 1917 года решительно смела морально-нравственные устои царского строя. Семечки стали щелкать на улицах городов, что крайне раздражало интеллигентов и аристократов. Маргинализация населения той эпохи нашла отражение в литературных произведениях Булгакова, Бунина и других писателей. Бесцеремонное щелкание семечек, шелуха на мраморном полу и коврах естественным образом вписались в революционный хаос.
Семечки и Советская власть
Постепенно из хаоса зарождался моральный облик советского человека. Семечки снова стали считать дурной привычкой. Рабочие покинули баррикады и вернулись на заводы, крестьяне – в колхозы. Городские улицы очистили от шелухи и праздношатающихся «элементов». В качестве иллюстрации преобразований общества можно привести популярный лозунг: «Пионер не щелкает семечки!».
В послевоенное время трудовые мигранты восстанавливали разрушенную страну. Привычка щелкать семечки вернулась в города вместе с жителями деревень и поселков. Правда, советская интеллигенция считала разгрызание семечек дурным тоном. Повсеместно велась борьба с шелухой, семечки строго-настрого запрещали щелкать в общественных местах, школах, поездах и т.п.
Семечки на постсоветском пространстве
В перестроечное время семечки стали не только доступным лакомством, но и средством выживания. На бойких местах появились опрятные бабульки с жареными семечками. Отмеряя порцию стаканом, они насыпали их в кулечки из старых тетрадок или газет. Примечательно, что покупателю разрешалось «снимать пробу».
Именно тогда появилась привычка угощать семечками, чтобы расположить человека к общению. Общество по-прежнему порицает манеру щелкать семечки на улице, сплевывая шелуху на тротуар. По той же причине их нельзя приносить в школу, кинотеатр и другие общественные места.
«Семки» так и остались социальным маркером и любимым лакомством многих россиян. Сегодня в магазинах им отведены специальные отделы, где можно выбрать маленькую упаковку для себя или большую на всю компанию. А еще из семечек производят не только подсолнечное масло, а и душистую халву. Еще их добавляют в печенье, салаты. Как говорится, лакомство – на все вкусы.
Проголосуйте за этот материал!
+5
0 комментариев