+5
Lancia Fulvia: долгая дорога к бессмертию (20 фото)
Вот и Lancia Fulvia в 1963-м окрестили именем римского “хайвэя” из Тортоны в Турин. В свою очередь, саму дорогу назвали именем матроны Фульвии – одной из самых влиятельных женщин Древнего Рима. Именно с Fulvia начались все главные успехи Lancia в мировом ралли
“Фульвия” – знаковый автомобиль. Последняя “Лянча” без примеси “фиатовской” крови вошла в историю как один из лучших ралли-каров 70-х – именно на нем был выигран первый в истории марки из Турина титул чемпиона мира. Но не все “Фульвии” одинаково спортивны. Под именем Fulvia выпускались три совершенно непохожих друг на друга внешне автомобиля. Это классический седан Fulvia Berlina – самый массовый и самый доступный в семействе, его полный антипод Fulvia Sport, с заказным кузовом от карроцерии Zagato, выпущенный ограниченным тиражом. Наконец, Fulvia Coupe – именно на ее изящных плечах лежит весомый груз спортивных побед и достижений. Под разными кузовами скрывалась схожая техническая начинка. И для своего времени Fulvia слыла автомобилем неординарным. Даже седан, чьи простецкие прямоугольные обводы экстерьера выполнен в типичном для 60-х стиле итальянского минимализма, удивлял, например, передними ведущими колесами, независимой подвеской передних колес на сдвоенных треугольных рычагах, обеспечивающей отличную управляемость, а также дисковыми тормозами по кругу.
Внешне Fulvia Berlina привлекает взгляд куда меньше, нежели квартет аппетитных приемщиц…
По эстетике седан недалеко ушел от, скажем, ВАЗ-2101…
По сути от модели-предшественницы (ей к слову была “Аппия”, также названная в честь древнеримской дороги) “Фульвия” сохранила только традиционную для Lancia конструкцию четырехцилиндрового двигателя. Его прелесть в том, что он был V-образным. Причем, минимальный угол развала цилиндров позволял обходится одной, а не двумя головками блока. В базовой версии 1,1-литровый двигатель с двухкамерным карбюратором выдавал всего 58 л.с. Впрочем, появившаяся чуть позже Fulvia Berlina GT получила более мощный 1,2-литровый 80-сильный мотор.
Fulvia Sport Zagato – совсем другая тема. Хищные, смелые линии (для того времени по всеобщему мнению даже слишком смелые) выделяют купе на дороге…
…за капот открываемый набок дизайнерам Zagato отдельный респект!
Этим же мотором оснащали базовую Fulvia Coupe, которая появилась на рынке двумя годами позже седана в 1965-м. Купе отличалось не только более стремительным и стильным обликом (любопытно, что автор экстерьера обоих версий один и тот же человек – Пьеро Кастаньеро из фирменного центра стиля Lancia), но также укороченной на 150 мм колесной базой и более мощными моторами. Хорошая управляемость, доставшаяся “Фульвии” от рождения, в дальнейшем сыграет в судьбе автомобиля важную роль.
Fulvia Coupe – золотая середина между простоватым седаном и вычурной версией Zagato Sport
В 1965 году, аккурат вместе с дебютом Fulvia Coupe, руководстве Lancia приняло решение вернуться в мир большого спорта. За десять лет до этого фирма из Турина, державшая на тот момент чрезвычайно конкурентоспособную команду в чемпионате F1, объявила об уходе из автогонок. Отчасти из-за финансовых проблем, отчасти из-за трагической гибели фирменного пилота команды Альберто Аскари. Теперь же Lancia объявила, что примет участие в чемпионате Европы по ралли. Начали не с чистого листа. Итальянцы выкупили частную команду Чезаре Фьорио, по сути превратив HF Squadra Corse в заводской гоночный коллектив. Главным же оружием Lancia стала Fulvia купе в исполнении HF.
Fulvia HF, с который и закрутился очень серьезный роман между Lancia и раллийными гонками
От стандартной двухдверки она отличалась не только более мощной версией 1,2-литрового мотора, выдававшего 90 л.с., но и облегченной конструкцией. Так двери, капот и крышку багажника изготовили из алюминия, а бампера на Fulvia HF отсутствовали. Заднее стекло заменили плексигласовой вставкой, салон избавили от лишних “комфортных” опций, а колесные диски от декоративных колпаков. Все экземпляры HF первой серии отличались красной окраской кузова, гоночными полосками на капоте и наклейками HF с изображением бегущего слоника – фирменной эмблемы команды HF Squadra Corse. Получилась машина с отличной управляемостью и низкой снаряженной массой порядка 800 кг. Впрочем, к мотору оставались вопросы. Даже учитывая, что “боевая” версия 1,2-литрового мотора выдавала несколько больше стандартных 90 л.с.
Любопытно, что Fulvia одинаково хорошо выступала как быстрых европейских ралли, так и зубодробильных марафонов на выносливость вроде 'Акрополиса' и 'Сафари'
Надо понимать, что гонки в 60-х сильно отличались от раллийных сражений наших дней. В те времена не было ни полного привода, ни турбонаддува, ни 300-сильных двигателей. Основными слагаемыми успеха на раллийных трассах той поры считались надежная управляемость на любом типе покрытия, небольшая масса, надежность и только затем, пожалуй, мощность. Сочетание этих качеств причем именно в такой последовательности принесло успех классическим “Мини” и СААБ-96. Мощностью они не впечатляли, зато благодаря низкой массе и переднеприводной компоновке стали одними из главных ралли-каров эпохи. Со временем Lancia Fulvia встанет с великими в один ряд. Уже в сезоне 1966 года была одержана первая заметная победа. Экипаж Лео Челла-Лючиано Ломбардини на дистанции ралли “Дей Фьори” (старое название хорошо известного в наши дни “Сан-Ремо”) опередил не только знаменитого Пэдди Хопкирка из заводской команды BMC Mini, но и квартет Porsche 911! Еще одна Fulvia HF известного шведа Уве Андерссона (в будущем он станет шефом раллийной программы Toyota) финишировала третьей.
101-сильная Fulvia 1,3 HF
Не останавливаясь на достигнутом, Lancia почти сразу же принялась за разработку нового спортивного варианта модели. В 1967-м появилась модернизированная Fulvia 1,3 HF с новым мотором. Расточенная до 1298 см3 V-образная “четверка” выдавала теперь 101 л.с. Машина успешно дебютировала – Уве Андерссон был вторым на финише “Монте-Карло” 1967 года. Но в целом сезон завершился разочарованием. Чемпионом Европы вновь стали англичане из Mini. Национальный титул, завоеванный на “Фульвии” молодым Сандро Мунари – будущей звездой не только Lancia, но и всего мирового ралли, итальянцев уже не очень устраивал. Решением проблемы стало появление еще одной спорт-версии – самой, пожалуй, легендарной и ценимой среди всех вариантов “Фульвии”. Речь о 1600 HF Fanalone. Неофициальное прозвище модели в буквальном переводе означает “Большие фары” – намек на специальную систему четырехфарного освещения, где внутренняя пара фар по диаметру превосходит внешнюю. Главные же изменения нужно было искать под капотом, где появился новый 1,6-литровый мотор: с переработанной головкой, модифицированным коленвалом и двойным горизонтальным карбюратором Solex. В стандарте он выдавал 117 л.с., что вкупе с новой 5-ступенчатой коробкой передач позволяло выйти из 10 секунд при разгоне до сотни. В раллийном исполнении “Фаналоне” выдавала 160-170 лошадей, которые немедленно катапультировали “Фульвию” на вершину гоночных чартов.
Та самая Fanalone…
Боевая версия 1600 HF дебютировала в середине сезона 1969 года и сразу помогла шведу Калле Челстрёму выиграть чемпионата Европы. И это было только началом. На целых четыре года 1,6-литровая “Фульвия” стала одним из самых успешных раллийных автомобилей планеты. Четыре победы на этапах международного чемпионата (предшественника чемпионата мира) и титул выигранный в 1972 году говорят сами за себя. Еще через два года “Фульвия” уступит раллийную вахту прекрасному “Стратосу” и уйдет на пенсию с высоко поднятой головой. Любопытно, что на раллийных трассах до 1974-го включительно выступала именно Fulvia 1600 HF образца 1969 года. При этом серийные версии модели за это время претерпели значительные изменения. Нельзя сказать, что в лучшую сторону. Допустим рестайлинговая Fulvia с кузовом седан, представленная в 1969-м, получила небольшую прибавку к колесной базе (+20 мм) и модифицированный дизайн крыши, добавивший простора пассажирам заднего сиденья. А вот фейслифтовая Fulvia Coupe, которую показали в 1970 году, лишилась легкосплавных панелей кузова. Из экономических соображений их заменили обычными стальными. Неудивительно – еще в октябре 1969-го “Лянча” перешла под контроль FIAT и новые хозяева сразу же принялись оптимизировать модельную линейку бренда…
В любом случае купе так и останется самой долгоиграющей моделью среди всех Fulvia. Последние экземпляры двухдверки уже третьей серии (улучшенная отделка салона, пластиковая решетка радиатора черного цвета, усовершенствованный Solex) собрали аж в 1976 году! Сборку седанов прекратили еще за четыре года до этого. Разумеется, Lancia Fulvia давно уже считается стопроцентной классикой. Многообразие кузовов и комплектаций определяет широкий разброс цен. Самые доступные на рынке – седаны. В Европе искать Fulvia Berlina на хорошем ходу можно уже располагая суммой от 5000 евро. Купе, как минимум, вдвое дороже. Если же речь заходит о машинах “омологационных серий” HF и редких фастбеках Sport от кузовного ателье Zagato, то прайс растет на порядок. Наконец, стоимость 1600 HF Fanalone может превышать и 100 тысяч евро.
Найти “Фульвию” в приличном состоянии в Европе еще можно. Однако надо учесть, что низкая антикоррозионная устойчивость отличает все версии модели вне зависимости от года выпуска. С другой стороны двигатели демонстрируют поразительную живучесть, надежны в целом коробки передач и элементы подвески. Здесь все сводится к своевременной замене расходников. В Европе достаточно компаний, занимающихся выпуском запчастей для классических моделей “Лянча” и это не может не радовать.
Современный римейк Fulvia, представленный в 2003-м, получился вполне симпатичным автомобилем. Жаль, что он так и остался только концептом…
Проголосуйте за этот материал!
+5
0 комментариев