+5
История советского рыбака, который спас американских лётчиков (5 фото)
Как американские лётчики оказались в океане
Самолёт «Орион» из эскадрильи Golden Eagle («Золотой Орёл») ВМС США вылетел с Аляски 27 октября для выполнения повседневных задач, связанных с патрулированием, разведкой, поиском и обнаружением подводных лодок СССР. На его борту находился экипаж из пятнадцати человек, включая командира – капитана военно-морских сил США Джерри Григсби. После четырёх часов полёта, по распоряжению Грисби лётчики попытались запустить двигатель, бездействовавший весь путь, чтобы сэкономить топливо. Это решение привело к чрезвычайной ситуации: мотор воспламенился и целостность крыла оказалась под явной угрозой.
В считанные минуты, уничтожив секретные документы, переодевшись в гидрокомбинезоны и подготовив спасательные боты, команда приготовилась к посадке самолёта в бушующий от шторма океан. Пилотам удалось совершить «приводнение», однако последующий взрыв в месте возгорания, привёл к неминуемому затоплению машины. Прежде чем она погрузилась на дно, 13 человек из экипажа перебрались на надувные плоты; двое – командир Джерри Григсби и бортовой инженер Миллер – сделать этого не успели. У чудом уцелевших людей вряд ли имелась надежда на второе спасение: холод, шторм, отсутствие связи и непрочность надувных ботов – все сокращало их шансы на выживание до минимума.
Как была организована операция по спасению американских лётчиков
К операции по поиску потерпевших авиакатастрофу лётчиков в равной степени подключились оба государства: и США, и СССР. Американцы использовали для обнаружения соотечественников подводную атомную лодку, находившуюся в зоне камчатского побережья, а также самолёты морской авиации, сторожевой корабль и катер. СССР со своей стороны, кроме атомной подлодки, предоставила для спасательных работ три корабля – сторожевые «Ретивый» и «Дунай», и рыболовецкое судно «Мыс Сенявина», которые оказался вблизи от места падения самолёта. Условия поиска осложняли непогодой – в районе воздушной катастрофы был в разгаре сильный шторм со скоростью ветра до 20 м/с и волнами высотой до 7,5 метров.
По словам руководителя поисково-спасательного мероприятия Михаила Петровича Храмцова, им ещё никогда не приходилось выходить в море с восьмибальной волной. Лишь благодаря мастерству и опыту своих командиров, сторожевые суда смогли оторваться в шторм от причала и на максимально возможной скорости отправиться в зону поиска. И все же, несмотря на организационную слаженность операции, имелись все шансы не спасти людей. Причина – катастрофически большое расстояние, которое разделяло американских и советских военных с погибающими на плотах лётчиками. В такой ситуации оставалась надеяться только на гражданский экипаж промыслового судна «Мыс Сенявина», находившегося всего за 20-30 морских миль от запеленгованного квадрата бедствия.
Как Капитан Арбузов не побоялся встать перед восьмибальной волной
Команда рыболовецкого траулера, окончив работу, возвращалась к берегу, когда получила сообщение американского радиста с просьбой о помощи. Уведомив экипаж о случившемся и обсудив с ним дальнейшие действия, капитан судна Александр Арбузов отдал приказ на обратный курс. В восьмибальный шторм, игнорируя возможную опасность, судно изменило маршрут, чтобы через 55 км пути забрать на борт замерзающих граждан США. Непосредственно в операции спасения участвовали семь моряков: механик Валерий Кухтин, старпом Валентин Сторчак, штурман Василий Евсеев, матросы Николай Муртазин, Валерий Матвеев, Николай Опанасенко, Николай Килебаев; а также один пассажир – переводчик Хальзев. Именно они в непростых погодных условиях помогали американцам покидать ненадёжные боты и доставляли их на борт «Мыса Сенявина».
Чем завершилась операция по спасению американских лётчиков
Советские рыбаки успели спасти десять человек, которые после падения самолёта, провели в океане 12 часов. Четверых военных они сняли с одного плота и девять, среди которых находилось уже трое погибших, со второго, почти затонувшего бота. Примечательно, что члены лётного экипажа были обмотаны одним тросом: люди готовились только вместе – или спасаться или умирать. Едва моряки переправили на судно обмороженных, заледенелых, почти невменяемых от сильнейшей качки американцев, как один из надувных плотов, попав в очередной раз под волну, пошёл на дно. Позже Александр Алексеевич Арбузов, описывая этот случай, сказал: «Не иначе как Бог помогал этим лётчикам», имея в виду ничтожность шансов как уцелеть в авиакатастрофе, так и выжить после стольких часов на холоде среди гигантских волн. После эвакуации с ботов, отогретых одеялами и горячим чаем военных через несколько дней доставили в Петропавловск-Камчатский.
На этом спасательная операция была успешно завершена. Лётчиков, которые провели некоторое время в госпитале под охраной, переправили в Японию, а оттуда довольно быстро они улетели в США. Капитан Арбузов, получивший за участие в операции лишь медаль «За спасение утопающих», стал со временем Героем Социалистического Труда и лауреатом Государственной премии СССР. В начале 2000-х годов, после потепления отношений между Россией и США, Александр Алексеевич узнал, что является почётным членом эскадрильи «Золотых Орлов». Об этом ему сообщил в официальном письме Р. Н. Урбано – командующий Девятой авиаэскадрильей ВМС США Golden Eagle. Послание стало подтверждением того, что и через четверть века спасённые лётчики сохранили благодарность к тем, кто подарил им второе рождение.
Проголосуйте за этот материал!
+5
0 комментариев