+5

Мона Лиза: новые гипотезы

Мона Лиза: новые гипотезы

Исследователи творчества Леонардо
да Винчи предъявили миру новую версию разгадки знаменитой картины
художника «Мона Лиза». Ключом к отгадке послужили буквы, якобы вписанные
кистью в зрачки Джоконды. Сопоставив их с годом написания картины,
ученые назвали имя той, кто был изображен на знаменитом портрете. У
новой версии уже появились оппоненты.

Много тайн окружает самую знаменитую
картину всех времен и народов «Мону Лизу», которую Леонардо да Винчи
написал между 1503 и 1506 годами. Помимо секрета завораживающей улыбки
человечество разгадывает еще две тайны. Кто изображен на портрете и для
кого он написан? Что поможет их разгадать — новые свидетельства
современников Леонардо или код, который он оставил в глазах Джоконды?
Последние 200 лет, с тех пор как картина
стала экспонатом музея в Лувре, историографы и ученые пытаются разгадать
тайны портрета и опровергнуть первую версию, выдвинутую Джорджио
Вазари, художника и биографа Леонардо. «Он (Да Винчи) написал эту
картину для Франческо дель Джокондо и это портрет его жены Моны Лизы,
который так и не был завершен …», написал Вазари в 1540 году. На
основании этого свидетельства портрет и получил название «Мона Лиза» или
«Джоконда», однако сам Вазари никогда не видел картину, а Леонардо к
тому времени давно не было в живых.Кроме этой есть гипотезы на любой вкус.
Куртизанка или подросток одетый в женское платье, или королева
Португалии Изабелла Арагонская, или любовница Леонардо, или даже сам
переодетый Да Винчи смеющийся над теми, кто об этом не догадывается. В
споры вмешался даже Зигмунд Фрейд, который нашел в изображении признаки
«несомненной мужественности».
Накануне Рождества Сильвано Винцети
(Silvano Vinceti) из Национального комитета по культурному наследию
Италии озвучил новую версию и приоткрыл завесу тайны над своим
открытием, подробный отчет о котором будет опубликован в январе в его
работе «Секрет глаз Моны Лизы». Итальянские исследователи обнаружили на
зрачках Джоконды написанные тонкой кистью буквы. Одна из них несомненно
L, которая является вензелем Леонардо да Винчи, а вот по поводу второй
или вторых существует некоторая неопределенность. Сначала Винцети назвал
СЕ, потом В, или S, однако все, по его мнению, так или иначе служат для
обозначения имени изображенной женщины.

Новость
была встречена с некоторой долей скептицизма и недоверия. Возникает
вопрос, почему до сих пор никто не обнаружил эти буквы, хотя картина не
раз подвергалась тщательному осмотру и различным исследованиям. Винцети
объяснил, что идея «поискать разгадку в глазах» не нова, около 50 лет
назад были сделаны выводы, что в глазах Моны Лизы Леонардо зашифровал
какое-то сообщение, поскольку там «много символов и знаков». «Да Винчи
увлекался символами и кодами, с помощью которых оставлял послания
повсюду, и возможно, он хотел, чтобы личность его модели можно было
узнать, посмотрев ей в глаза, которые считаются вратами в душу человека и
одним из способов общения», сказал Винцети.


Он объяснил свои колебания по поводу
букв тем, что они написаны черной краской на темно-коричневом фоне
зрачков и все линии и краски не такие яркие и четкие, какими они были
первоначально, поэтому исследования поводятся разными методами. Однако в
том, что тайна имени раскрыта у него сомнений нет, поскольку манера
написания букв совпадает с почерком Да Винчи.
Соотнеся буквы с цифрами на обороте
картины 149 (0 стерся), он предположил, что это год написания картины. В
это время Леонардо работал в Милане. Винцети назвал имя «модели»- это
Джованна Бианка Сфорца (Giovanna Bianca Sforza), незаконнорожденная дочь
Людовика иль Моро герцога Милана из рода Сфорца. Джоанна трагически
умерла в возрасте 14 лет от отравления. Заметим, что версия не так уж
нова, она уже была озвучена Эрнесто Солари в его книге «Мона Лиза, лицо и
душа», изданной в Милане в 2006 году.
Однако есть гораздо более убедительные
новые версии, например, у Роберто Заппери, который предлагает свою
разгадку тайны в книге «Прощай Мона Лиза. Подлинная история самого
известного в мире портрета», изданной во многих странах в 2010 году. По
мнению этого искусствоведа, Вазари умело подтасовал факты, чтобы
обосновать гипотезу, которую считал правдивой. Заппери полагает, что на
портрете изображена Пачифика Брандини, любовница Джулиано де Медичи,
благодетеля Леонардо. Портрет де Медичи, якобы, заказал для своего
незаконнорожденного сына Ипполито в память о его недавно умершей матери.
Да Винчи писал портрет по устному описанию заказчика.
Для доказательства своей версии Заперри
предлагает записи из путевого журнала секретаря кардинала Луиджи
Арагонского Антонио де Бетиса, который посещал мастерскую Леонардо в
1517 году во Франции и поэтому является более надежным свидетелем, чем
Вазари. Бетис пишет о трех картинах, которые увидел в мастерской, на
одной из них «изображена флорентийская дама, В природном ее обличье,
написанная по поручению умершего Джулиано Медичи». Эта дама
интерпретируется Заппери, как Джоконда. Почему надо доверять Вазари, в
то время как де Бетис был намного ближе к Леонардо, вопрошает автор.

Интересно, что гипотеза этого
историографа примыкает к тем, которые предполагают, что Леонардо не
писал портрет с натуры, поэтому он вполне мог привнести в изображение и
свои черты и черты натурщицы, если она была, тем более, что работу
заказчику он так и не отдал. По некоторым свидетельствам он работал над
картиной вплоть до своей кончины в 1519 году, уже не связанный
обязательствами портретного сходства. Новые гипотезы имеют право на
жизнь, как и все остальные, однако, как и предыдущие они не имеют прямых
доказательств. Тайна таинственной незнакомки и ее улыбки остается
неразгаданной.
Проголосуйте за этот материал!
+5
Понравился пост? Поделись с друзьями:

0 комментариев

Оставить комментарий