0

Фамилии Попов, Смирнов, Крылов и многие другие являются искусственными и имеют церковное происхождение

Семинаристские фамилии (семинарские фамилии, фамилии церковного происхождения, искусственные фамилии русского духовенства) — русские «благозвучные» искусственные фамилии, которые с конца XVII века получали представители духовного сословия взамен родных либо при отсутствии оных в духовных училищах, семинариях и академиях.

Фамилии Попов, Смирнов, Крылов и многие другие являются искусственными и имеют церковное происхождение Семинаристские фамилии (семинарские фамилии, фамилии церковного происхождения, искусственные фамилии русского духовенства) — русские «благозвучные» искусственные фамилии, которые с конца XVII века получали представители духовного сословия взамен родных либо при отсутствии оных в духовных училищах, семинариях и академиях. Они сложились вне естественного исторического процесса (при котором личные имена постепенно трансформировались в наследственные фамилии) и были придуманы искусственно.
Как указывает филолог Лев Успенский, эти «поповские» духовные фамилии потом перешли по наследству к большой части разночинной интеллигенции и необыкновенно широко распространились по всей стране.

С конца XVII века духовенство начинает долгую и упорную борьбу за право иметь фамилии «как у людей», то есть такие, которые приближали бы их к привилегированным сословиям, к дворянам. В итоге духовенство, единственное из сословий Российской империи, имело привилегию свободной смены фамилии и стало единственной социальной группой в России, сделавшей из введения в обиход искусственных фамилий систематическую практику.

Отчасти эта практика была связана с тем, что многие из его членов, происходивших из крестьян, могли иметь неблагозвучные фамилии, которые не пристали сану; либо же вообще не иметь настоящих фамилий, и поступать в училище с патронимическими фамилиями, то есть полуотчествами (Петров, Иванов). Ученики, ранее не имевшие фамилий в XVIII–XIX веке происходили из семей, социальное положение которых не давало права на наследственную фамилию.

Поначалу такие фамилии служили просто для фиксации личностей безфамильных детей, но после создание таких фамилий стало повсеместной практикой.

Фамилии могли меняться запросто по одному лишь решению руководства. Их давали в качестве награды или наказания. За время учёбы фамилию могли сменить не один раз с воспитательной целью: Ландышев → Крапивин (за плохой ответ в классе). Братья из одной семьи могли носить совершенно разные фамилии, поступая в академии в разное время, шесть братьев: Миловидов, Петропавловский, Преображенский, Смирнов, Скородумов, Седунов.

Зачастую эти фамилии были образованы с помощью суффикса «-ский/-цкий», возможно, потому что этот суффикс позволял образовать фамилию практически от любого слова. Другая характерная черта — наличие фамилий с суффиксом «-ов», образованных от существительных, заканчивающихся на «-а» (в естественных фамилиях от этих слов характерно окончание на «-ин»): Бронзов, а не Бронзин, Наградов, а не Наградин.

Географические фамилии образовывались для духовенства суффиксами «-цев»: Казанцев, Ростовцев, Суздальцев, Муромцев. Частный случай образования фамилии — отучившиеся в семинарии на средства митрополита Платона получали двойную фамилию, например, Гиляровы-Платоновы.
Проголосуйте за этот материал!
0
Понравился пост? Поделись с друзьями:

0 комментариев

Оставить комментарий