Возможно, прогресс науки уничтожает гениев

Альберт Эйнштейн
Вопрос о том, являются ли научные гении вымирающим видом — обширная тема для дискуссий. Квалифицированный учёный, почётный профессор Калифорнийского университета в Дэвисе Дин Кит Симонтон посвятил три десятка лет изучению научного гения и написал об этом книгу.
Описывая «типичного» научного гения, профессор Симонтон настаивает, что в то время как просто креативный учёный вносит свою долю оригинальных и полезных идей, то гениальный учёный предлагает идеи по-настоящему неожиданные. Вместо того чтобы расширять границы уже известного, гениальный учёный изобретает новые области и вызывает скачки прогресса. К сожаление, по мнению Симонтона, сейчас научные гении — это дефицит, а возможно, даже вымирающий вид.
«На мой взгляд, революция для современных учёных невозможна, — говорит Симонтон. — Наши теории и инструменты могут исследовать самые дальние уголки Вселенной и узнать о самых первых секундах её жизни, мы можем исследовать мельчайшие формы жизни и субатомные частицы. Трудно представить, что учёные не заметили какого-либо феномена в астрономии, физике, биологии или химии. Будущие открытия, скорее всего, будут опираться на то, что уже известно, а фундаментальных открытий, переворачивающих основы науки, не предвидится».
Кажется, точка зрения Симонтона в том, что современная наука встала на месте, что через свои сверхточные приборы люди уже увидели всё, что только можно было увидеть. Все ключевые точки в науках уже открыты, поставлены на своё место и пронумерованы. Всё, что осталось сделать — соединить все данные в единое целое.
Мнения Симонтона базируется на том, что все открытия сейчас делаются командами учёных в больших обустроенных лабораториях, при финансировании со стороны. Наука поставлена на поток — это огромная, централизованная, взаимосвязанная система, которая, конечно, имеет ряд преимуществ, но Симонтон считает, что появление настоящего гения в такой системе маловероятно. Гении, как правило, мыслят независимо, не имеют предубеждений и открыты для нового. Кроме того, среди исследовательских лабораторий сейчас наблюдается высокая конкуренция за ограниченные финансовые ресурсы, и идеи вроде «запустим в небо гамбургер» могут полностью затмить по-настоящему революционные идеи, которые будут проигнорированы и в итоге забыты.
Больше всего Симонтон опасается, что «удивительная самобытность» гениев осталась в прошлом. Правда, подобное мнение уже высказывал известный физик Кельвин в 1901 году, а через четыре года Альберт Эйнштейн опубликовал свою теорию относительности.

2 комментария

avatar
пурга. я есть, значит гении не вымерли.
avatar
Революционные открытия ещё будут, просто они будут происходить намного реже.

PatriotV