5 самых крупных метеоритов, падавших на Землю

5 самых крупных метеоритов из всех падавших на Землю

Метеориты падали на землю много раз: один упал совсем недавно — мы говорим, разумеется, о знаменитом Челябинском метеорите. Есть и другие, не менее знаменитые и куда более крупные, последствия от падения которых порой были разрушительными.
1. Тунгусский метеорит
5 самых крупных метеоритов из всех падавших на Землю
17 июня 1908-го года в семь часов по местному времени в районе реки Подкаменной Тунгусски произошёл воздушный взрыв мощностью порядка 50-ти мегатонн — такая мощность соответствует взрыву водородной бомбы. Взрыв и последовавшая затем взрывная волна были зафиксированы обсерваториями во всём мире, огромные деревья на территории 2000 км² от предполагаемого эпицентра оказались выворочены с корнем, а в домах жителей не осталось ни одного целого стекла. После этого в течение ещё нескольких дней небо и облака в этом районе светились, в том числе и ночью.
Местные жители рассказывали, что незадолго до взрыва видели летящий по небу огромный огненный шар: к сожалению, учитывая год происшествия, ни одной фотографии шара не было сделано.
Ни одной из многочисленный исследовательских экспедиций не было обнаружено какого-либо небесного тела, могущего послужить основой для шара. При этом первая экспедиция прибыла в район Тунгусски спустя 19 лет после описываемого события — в 1927-м году.
5 самых крупных метеоритов из всех падавших на Землю
Событие приписывается падению на Землю крупного метеорита, впоследствии получившего название Тунгусского, но учёным не удалось обнаружить обломков небесного тела или хотя бы оставшегося от его падения вещества. Впрочем, в этом месте зафиксировано скопление микроскопических силикатных и магнетитовых шариков, которых не могло возникнуть в этой области по естественным причинам, поэтому им приписывается космическое происхождение.
До сих пор точно неизвестно, что послужило причиной взрыва: официальной гипотезы до сих пор не существует, но метеоритная природа явления всё же кажется наиболее вероятной.
2. Метеорит Царёв
5 самых крупных метеоритов из всех падавших на Землю
В декабре 1922-го года жители Астраханской губернии смогли наблюдать падение камня с неба: очевидцы говорили, что огненный шар имел огромные размеры и издавал в полёте оглушительный шум. После раздался взрыв, а с неба (опять же по свидетельствам очевидцев) пошёл дождь из камней — на следующий день жившие в том районе земледельцы нашли на своих полях обломки камней странной формы и вида.
5 самых крупных метеоритов из всех падавших на Землю
Слух о происшествии быстро разнёсся по всей России: в Астраханскую губернию прибыли экспедиции, но они следов падения метеорита по каким-то причинам не нашли. Найти их удалось только 50 лет спустя при распашке полей совхоза «Ленинский» — всего было найдено 82 хондритовых метеорита, причём обломки разбросало по территории 25-ти км2. Крупнейший обломок весит 284 кг (сейчас его можно увидеть в Московском музее имени Ферсмана), самый маленький — всего 50 граммов, а состав образцов ясно указывает на их внеземное происхождение.
Общий вес найденных обломков оценивается в 1225 кг, при этом падение столь крупного небесного тела существенного урона не нанесло.
3. Гоба
5 самых крупных метеоритов из всех падавших на Землю
Самым большим целым метеоритом в мире является метеорит Гоба: он находится в Намибии и представляет собой глыбу весом около 60 т и объёмом 9 м³, на 84% состоящую из железа и на 16% — из никеля с небольшой примесью кобальта. Поверхность метеорита — железо без всяких примесей: цельного куска железа природного происхождения таких размеров больше на Земле нет.
Наблюдать падение Гобы на Землю могли разве что динозавры: он упал на нашу планету в доисторические времена и долгое время был погребён под землёй, пока в 1920-м году его не обнаружил при вспахивании поля местный фермер. Сейчас объекту присвоен статус национального памятника, и увидеть его за небольшую плату может любой желающий.
5 самых крупных метеоритов из всех падавших на Землю
Считается, что при падении метеорит весил 90 т, но за тысячелетия пребывания на планете эрозия, вандализм и научные исследования послужили причиной уменьшения его массы до 60 т. К сожалению, уникальный объект продолжает «худеть» — многие туристы считают своим долгом утащить кусочек на память.
4. Сихотэ-Алинский метеорит
5 самых крупных метеоритов из всех падавших на Землю
12 февраля 1947-го года в Уссурийской тайге произошло падение огромной глыбы — событие могли наблюдать жители села Бейцухе в Приморском крае: как всегда бывает в случае падения метеорита, свидетели говорили об огромном огненном шаре, за появлением и взрывом которого последовал дождь из железных обломков, выпавший на территории площадью 35 км². Существенного ущерба метеорит не нанёс, однако пробил в земле ряд воронок, глубина одной из которых составила шесть м.
5 самых крупных метеоритов из всех падавших на Землю
Предполагается, что масса метеорита в момент вхождения в атмосферу Земли составляла от 60 до 100 т: крупнейший из найденных обломков весит 23 т и считается одним из десяти самых больших метеоритов мира. Есть и ещё несколько крупных глыб, образовавшихся в результате взрыва — сейчас обломки хранятся в Метеоритной коллекции РАН и Хабаровском краевом музее имени Н. И. Гродекова.
5. Альенде
5 самых крупных метеоритов из всех падавших на Землю
Альенде упал на Землю 8 февраля 1969-го года в мексиканском штате Чиуауа — он считается крупнейшим углистым метеоритом на планете, и в момент падения его масса составляла порядка пяти т.
5 самых крупных метеоритов из всех падавших на Землю
На сегодняшний день Альенде — самый изученный в мире метеорит: его обломки хранятся во многих музеях мира, и примечателен он прежде всего тем, что является самым древним из обнаруженных тел Солнечной Системы, возраст которых удалось точно установить — ему около 4,567 млрд лет.
Кроме того, в его составе впервые был найден неизвестный ранее минерал, получивший название пангит: учёные предполагают, что такой минерал входит в состав множества космических объектов, в частности, астероидов.