+28
Самые дорогие предметы искусства российских миллиардеров (8 фото + текст)
Какие стили живописи предпочитают Петр Авен и Андрей Мельниченко, какие картины скупает по всей Европе Вячеслав Кантор и какое будущее ждет коллекцию Виктора Вексельберга.
Редкому постоянному покупателю предметов искусства удается следовать исключительно холодному расчету: чаще всего он становится коллекционером, то есть человеком искренне увлеченным, страстным и недоверчивым. Чаще всего свою полную коллекцию такие люди могут показать только самым близким, от всего остального мира она старательно скрывается. Самые богатые покупатели – не исключение.
Множество шедевров мирового искусства обретают новых владельцев на аукционах или в ходе частных сделок только для того, чтобы затем пропасть из вида на годы или десятилетия. В России этот вопрос стоит особенно остро: о своих покупках чаще всего предпочитают не рассказывать даже владельцы совершенно легального миллиардного бизнеса, не говоря уже о традиционно огромном количестве покупателей антиквариата из разного рода государственных структур. Но большинство крупных коллекций рано или поздно выходит на свет. Иногда по воле их владельцев, приходящих к мысли о том, что пришло время показать их миру, иногда против их воли.
Так, о большой коллекции предметов живописи миллиардера Дмитрия Рыболовлева стало известно только благодаря его продолжающемуся разводу с женой, заявившей о своих правах на ее часть. Список самых дорогих предметов искусства, принадлежащих российским миллиардерам, получился совсем коротким: мы едва сумели составить семь пунктов (скорее, шесть с половиной). Мы точно знаем, что предметов в этом списке должно быть больше, и пусть со временем, но он обязательно станет гораздо длиннее.
Пабло Пикассо. Дора Маар с кошкой, 1941
Продано на Sotheby’s в 2006 году за $95,2 млн
Самый дорогой предмет искусства этого топ-7 (из числа тех, чье местонахождение достоверно установлено) принадлежит человеку, который формально уже перестал быть российским миллиардером. Основатель банка «Российский кредит» и компании «Металлоинвест» Борис (Бидзина) Иванишвили серьезно увлекся коллекционированием предметов искусства в середине 2000-х годов, после того как продал практически все свои российские активы, став портфельным инвестором. Возможно, изначально покупка изобразительного искусства была для него лишь одним из многих способов инвестирования денег, но со временем это стало серьезным увлечением. Иванишвили действует в излюбленном стиле крупных коллекционеров, предпочитающих покупать тайно, самостоятельно или через очень узкий круг доверенных лиц и никогда не афиширующих свои покупки. Известно, что он очень любит живопись конца XIX — начала XX века, в том числе импрессионизм и абстракционизм. Полный масштаб коллекции не известен, специалисты лишь предполагают, что ее рыночная стоимость превышает $1 млрд. Достоверно известно об одной его крупной покупке — картине Пикассо, входящей в десятку самых дорогих когда-либо проданных произведений изобразительного искусства.
9 пасхальных яиц Фаберже
Частная продажа аукциона Sotheby’s в 2004 году. Сумму сделки оценивали в $130-250 млн.
Виктор Вексельберг начал коллекционировать предметы искусства в 1990-е, начав с русской живописи. В собрании основанного им фонда «Связь времен» есть работы Ивана Айвазовского, Константина Коровина, Исаака Левитана и ряда других классиков. На первых порах Вексельберг покупал осторожно, очень дорогих шедевров среди этих картин нет. Действительно серьезные деньги он стал тратить, увлекшись русским прикладным искусством. В 2004 году Вексельберг купил у наследников издателя журнала Forbes Малкольма Форбса коллекцию из 215 предметов работы Фаберже, в том числе 9 знаменитых «императорских» пасхальных яиц. В последующие годы бизнесмен продолжил покупать изделия фирмы, потратив только на это около $350 млн. Сегодня в его коллекции около 700 предметов, и это крупнейшая частная коллекция Фаберже в мире. Фонд «Связь времен» также владеет одной из самых значительных мировых коллекций русского серебра и эмали, а также крупнейшей коллекцией икон, ранее принадлежавших императорским семьям России. Вексельберг обещает в ближайшие годы выставить свои коллекции в двух музеях, в Москве и в Санкт-Петербурге. Общая стоимость коллекции оценивается в $800 млн.
Фрэнсис Бэкон. Триптих, 1976
Продано на Sotheby’s в 2008 году за $86,3 млн
Бывшему владельцу «Сибнефти», хозяину клуба Chelsea и обладателю самой длинной в мире яхты Роману Абрамовичу любят приписывать сверхдорогие покупки в самых разных сферах, от дорогих особняков до целых островов. Почти никогда нельзя сказать наверняка, правда это или вымысел, — любая подобная сделка легко вписывается в складывавшийся годами образ очень богатого и слегка экстравагантного бизнесмена. Когда в середине 2000-х годов Абрамовича стали регулярно замечать в галереях и на арт-ярмарках, ему начали приписывать и новые аукционные рекорды, в том числе проданные за суммы свыше $100 млн работы Пабло Пикассо и Альберто Джакометти (большинство арт-дилеров уверены, что это все же не его покупки). Сферу интересов Абрамовича в искусстве часто ограничивают современным искусством, поклонницей которого является его спутница Даша Жукова. На самом деле бизнесмен начал покупать предметы искусства еще в 1990-х годах, а его коллекция гораздо крупнее и разнообразнее — например, в ней есть картины XVII-XVIII веков. Ее рыночную стоимость они оценивают в сумму до $1 млрд.
Герхард Рихтер. Абстрактная живопись 745-2, 1991
Оценочная стоимость $30-35 млн.
Владелец группы «Энергетический стандарт» Константин Григоришин увлекся собиранием живописи в начале 1990-х годов. Начав с авангарда и русской классики, Григоришин затем начал покупать и западное искусство. Сегодня работы из его коллекции регулярно выставляются в ведущих музеях, а ее страховая стоимость составляет $300 млн (читайте материал о коллекции Григоришина «Личное дело«»» в ноябрьском номере журнала Forbes).
Марк Шагал. Видение. Автопортрет с Музой. 1917-1918
Оценочная стоимость $30-35 млн.
«Я хотел, чтобы это было что-то связанное с Россией, что-то очень русское. Вместе с тем чтобы это обязательно было что-то «очень еврейское», опять же по понятным причинам. И обязательно нечто выдающееся» — так объяснял Forbes идеологию своей коллекции владелец химического концерна «Акрон» и глава Европейского еврейского конгресса Вячеслав Кантор. В коллекции около 400 работ 33 художников, формально это собственность учрежденного Кантором в 2001 году Музея искусства авангарда (МАГМА). Музей владеет действительно выдающейся коллекцией русского авангарда, при этом в ней нет, например, ни одной работы титана этого стиля Казимира Малевича — просто потому, что он поляк. Кантору принадлежит множество аукционных рекордов собираемых им художников, от Хаима Сутина и Сони Делоне до ныне живущих Ильи Кабакова и Эрика Булатова. Но жемчужину коллекции — работу Валентина Серова «Похищение Европы», авторский вариант картины, выставленной в Третьяковке, — Кантор сумел купить в начале 2000-х у наследников художника всего за $1 млн. Ее начальную рыночную стоимость сегодня нужно умножить как минимум в 10 раз. Общая стоимость коллекции оценивается в $150-200 млн.
Михаил Ларионов. Портрет Велимира Хлебникова, 1910
Оценочная стоимость $20-25 млн.
Петр Авен — это всегда первое имя, которое называют галеристы и дилеры, отвечая на вопрос о крупнейших российских коллекционерах. Его коллекция русского искусства может уступать ряду других по рыночной стоимости (хотя она все равно измеряется в сотнях миллионов долларов), но считается наиболее полной, качественной и продуманной из всех известных на постсоветском пространстве. В начале и середине 1990-х Авен был фактически единственным, кто покупал русское искусство конца XIX — начала XX века систематически и в больших масштабах. В его коллекции наиболее полные собрания участников ведущих художественных объединений того времени — «Бубнового валета», «Голубой розы», «Мира искусства». К тому времени, когда в начале 2000-х годов интерес собирателей к этому периоду русского искусства стал расти, вызвав резкий рост цен, Авен уже успел купить почти все, что хотел. В его коллекции есть выдающиеся работы Серова, Коровина, Петрова-Водкина, Гончаровой, а сам Авен считает наиболее ценной картиной портрет Велимира Хлебникова кисти Михаила Ларионова. Вся коллекция оценивается в $500 млн.
Клод Моне. Пруд с кувшинками
Продана на Chrisite’s в 2008 году за $80,5 млн.
Единственный предмет из нашего топ-7, нынешнего хозяина которого нельзя назвать со 100%-ной уверенностью. Есть лишь слухи, правда, очень упорные, что им является совладелец компании «Еврохим» Андрей Мельниченко. Очень мало известно о самой коллекции Мельниченко: говорят лишь, что она очень обширна и ее владелец обожает импрессионизм.
Проголосуйте за этот материал!
+28
6 комментариев
keys102