+35

Пекинская перегородчатая эмаль (28 фото + текст)

Пекинская (Бейджинская) перегородчатая эмаль, или «Цзинтай Лань» — одно из традиционных достояний китайской культуры. Выполненные в этой технике изделия всегда были признаком богатства и высокого социального статуса, и служили китайским императорам в качестве дворцовой и храмовой утвари, предметов обихода.
Сегодня мы побываем на фабрике перегородчатой эмали, расположенной в пригороде Пекина, и посмотрим, как создаются эти уникальные изделия.
Пекинская перегородчатая эмаль Пекинская (Бейджинская) перегородчатая эмаль, или «Цзинтай Лань» — одно из традиционных достояний китайской культуры. Выполненные в этой технике изделия всегда были признаком богатства и высокого социального статуса, и служили китайским императорам в качестве дворцовой и храмовой утвари, предметов обихода.
Сегодня мы побываем на фабрике перегородчатой эмали, расположенной в пригороде Пекина, и посмотрим, как создаются эти уникальные изделия.


Искусство перегородчатой эмали зародилось еще в Древнем Египте, позже распространившись в Византии и на Ближнем Востоке. В период правления в Китае монгольской династии Юань (1271—1368) техника перегородчатой эмали попала из Турции в Китай, где получила значительное развитие и была доведена до совершенства в последующие периоды правления династий Мин (1368—1644) и Цин (1644—1911).
Название «Цзинтай Лань», что переводится как «Лазурь Цзинтай», обусловлено тем, что именно в период правления Цзинтай (1450—1456) в пекинских мастерских наладили наиболее массовое производство изделий из перегородчатой эмали. Основным цветом был синий, он же лазурит.
Пекинская перегородчатая эмаль
На протяжении сотен лет, наибольшее развитие получила именно Пекинская техника эмали, что неудивительно — ведь расположенный в Пекине императорский «Запретный Город» был основным местом применения для данных изделий. Из-за высокой стоимости и особого статуса, позволить себе изделия из перегородчатой эмали могли только самые богатые и приближенные к императору люди, вдобавок жившие в императорском дворце.
Пекинская перегородчатая эмаль
В двадцатом веке, с годами развития технологии и увеличением спроса, значительно увеличилось и количество специалистов по эмали, открылись новые производства. Некогда недоступные большинству изделия из перегородчатой эмали сейчас по-прежнему очень дороги, но все же гораздо доступнее, чем в императорские времена.
Пекинская перегородчатая эмаль
Высокая стоимость эмалированных изделий обусловлена практически полным отсутствием механизированных операций — каждое изделие изготавливается вручную и является уникальным.
Первым делом, из тонких листов меди или латуни (в самых дорогих изделиях, вместо меди используется серебро или золото) выковывается заготовка:
Пекинская перегородчатая эмаль
Прижимая лист к чугунной болванке, легкими ударами молоточка мастер придает изделию первоначальную форму. После чего изделие проходит начальную шлифовку, чтобы убрать все заусенцы и неровности:
Пекинская перегородчатая эмаль
После этого на заготовку наносится сложный рисунок, согласно заранее созданному тканевому шаблону.
Пекинская перегородчатая эмаль
Затем приходит время нанесения границ рисунка, тех самых перегородок (отсюда и пошло название — «перегородчатая эмаль»). Перегородки изготавливаются из тонкой медной или латунной ленты шириной от 1 до 3 мм. Мастер нарезает проволоку на кусочки, после чего изгибает ее по форме элементов рисунка:
Пекинская перегородчатая эмаль
Каждая перегородка бережно прикрепляется к изделию при помощи специального клея:
Пекинская перегородчатая эмаль
На каждой вазе таких перегородок — сотни:
Пекинская перегородчатая эмаль
Перегородчатая эмаль — трудозатратная и сложная эмальерная техника, не поддающаяся механизации. Учитывая сложность рисунка, трудно представить себе трудоемкость и кропотливость данного процесса.
Пекинская перегородчатая эмаль
Когда основа рисунка создана, изделие посыпается припоем из тщательно размельченных, в идеале, серебряных опилок:
Пекинская перегородчатая эмаль
После этого изделие направляется в печь. В процессе обжига клей выгорает, а припой равномерно распределяется по поверхности, надежно фиксируя перегородки.
Затем приходит время раскраски. Эта операция также выполняется вручную:
Пекинская перегородчатая эмаль
Ячейки между перегородками при помощи специальных пипеток заполняются эмалями из порошкообразного стекла, смешанного с различными минералами. Для получения смешанных цветов, ячейки требуется заполнять по 3-4 раза. В зависимости от сложности рисунка и насыщенности цветовой гаммы, процесс «раскраски» может занимать до 6-8 часов:
Пекинская перегородчатая эмаль
По завершению заполнения пространства между перегородками, изделия подвергаются повторному обжигу в угольной печи в течение 10 минут при температуре 600-700 градусов Цельсия. Поскольку эмаль усыхает при запекании, повторять нанесение и обжиг приходится несколько раз:
Пекинская перегородчатая эмаль
Мастер инспектирует получившиеся после обжига изделия. Почти готово!
Пекинская перегородчатая эмаль
После обжига изделие направляется на полировку — чтобы убрать все неровности.
Пекинская перегородчатая эмаль
Первый этап полировки осуществляется при помощи карборунда (карбида кремния) с водой, второй — угольной пылью, смешанной с маслом. Свободные от эмали грани иногда покрываются драгоценным металлом — серебром или золотом.
Пекинская перегородчатая эмаль
После нанесения следует финальная полировка, и готовое изделие направляется напрямую в расположенный тут же магазин.
Пекинская перегородчатая эмаль
Полное, без углублений, заполнение эмалью ячеек является отличительным признаком перегородчатых эмалей. Для изделий, выполненных в технике «Цзинтай Лань», наиболее характерен природный орнамент с изображениями зверей и птиц:
Пекинская перегородчатая эмаль
Как говорил Цзао Шао, знаток искусства времен Минской династи, «Только женщины могут позволить себе пользоваться этими шедеврами в хозяйстве, истинный же благородный муж видит в них лишь объект восхищения».
Пекинская перегородчатая эмаль
Инкрустированный драгоценными камнями чудо-ларец:
Пекинская перегородчатая эмаль
Крупнее:
Пекинская перегородчатая эмаль
Китайская перегородчатая эмаль сегодня — не только дань традиции, и важная статья китайского экспорта. Туристы покупают эмаль очень охотно, поэтому дела в магазине при фабрике идут очень хорошо.
Обилие ручного труда, трудоемкость и длительность процесса обуславливает крайне высокую по китайским меркам цену. Самая маленькая вазочка стоит не дешевле 780 юаней — на наши деньги это около 3800 рублей. Эти, 20-сантиметровой высоты, подороже — 898 юаней или 4340 рублей:
Пекинская перегородчатая эмаль
Конечно, такие дорогие вазы покупают не каждый день — зато туристы охотно фотографируют красоту, после чего выбирают себе что-нибудь попроще. Никто не уходит без покупок!
Пекинская перегородчатая эмаль
Один из самых недорогих вариантов изделий с перегородчатой эмалью — крошечная шкатулка:
Пекинская перегородчатая эмаль
Торговаться в этом магазине нельзя — а вот потратить кучу денег можно очень легко.
Пекинская перегородчатая эмаль
«Сикока-сикока?» Наш китайский сопровождающий и корреспондент радио «Маяк» с изумлением изучают ценник. Эта огромная ваза высотой более 2 метров обойдется покупателю в 2360000 юаней, т.е. примерно 11.5 миллионов рублей. Зато не хуже, чем у императора!
Пекинская перегородчатая эмаль
Проголосуйте за этот материал!
+35
Понравился пост? Поделись с друзьями:

0 комментариев

Оставить комментарий