+90
Кругобайкальская железная дорога (93 фото +текст)
Если вычесть все остановки в городах, то на преодоление 5500 километров на пяти грузовиках у нас ушло примерно 5 дней.
Наше путешествие из Москвы на Байкал началось 22 июля 2012 года, и через две недели мы приехали автостопом в Иркутск. Путь занял так много времени, потому что мы на несколько дней останавливались в Самаре, Челябинске, Новосибирске и Красноярске.
Если вычесть все остановки в городах, то на преодоление 5500 километров на пяти грузовиках у нас ушло примерно 5 дней.
Утром 6 августа, мы приехали в центр Иркутска и, как настоящие хипстеры, первым делом пошли искать кафе с хорошим Wi-Fi, чтобы смонтировать и выложить финальное пятое видео про автостоп. Мы нашли забавное местечко с названием Lenin Street, логотип которой является почти точной копией Starbucks.
Когда солнце стало садиться, нам уже было ясно, что мы слишком засиделись и в этот день никуда не уедем, а места для ночевки найдено заранее не было. Поэтому первым делом мы стали искать бесплатный вариант вписаться. Несколько часов мы копали форумы, сообщества и сайт Couchsurfing, но ничего вообще найти не могли, хотя Иркутск – туристическое место, потому что через него очень много иностранцев едет на Байкал.
В итоге мы нашли милый недорогой хостел в 10 минутах пешком. В Иркутске очень много иностранных туристов, и нам пару раз на кривом английском кричала нечто типа «Вотс ап, ниггерс?» местная нетрезвая молодежь, пока мы шли до гостиницы.
С интернетами приключилась полная беда, поэтому и на следующий день нам пришлось дозаливать видео, так что выехали на Байкал совсем не утром, как хотели первоначально. Из Иркутска на Байкал проще всего доехать двумя способами: на маршрутке до Листвянки или на электричке до Култука и Слюдянки. Нашей первой целью был небольшой поход по Кругобайкальской железной дороге!
В настоящее время название Кругобайкальская железная дорога имеет тупиковый участок длиной 89 километров по западному берегу от поселка Байкал до станции Слюдянка-2. Но история этой дороги намного романтичнее и интереснее, чем просто сухие факты!
Все началось более 170 лет назад, когда появились первые проекты постройки железной дороги, обходящей озеро Байкал с южной стороны. После окончательного утверждения проекта, в 1896 году началось строительство участка по левему берегу Ангары, от Иркутска до мыса Устьянский, на котором расположен порт Байкал.
Возведение самого непростого отрезка железной дороги, от Слюдянки до станции Байкал, началось лишь весной 1902 года. Сложный рельеф берега вынудил строителей большую часть маршрута дороги прокладывать либо в тоннелях, либо на искусственных полках, вырубленных в скале. На каждый километр дороги было истрачено в среднем около вагона взрывчатых веществ.
Железная дорога была принята в постоянную эксплуатацию уже в октябре 1905 года и обеспечила непрерывное движение поездов Транссибирской магистрали исключительно по рельсам, без использования паромных переправ. Первоначально КБЖД имела всего одну колею, но в 1911-1914 годах были проведены работы по сооружению вторых путей, что позволило значительно увеличить пропускную способность.
К сожалению, в 1940 году начался упадок Кругобайкальской железной дороги. Обслуживание и запланированная ранее реконструкция обходились слишком дорого, поэтому взамен предлагалось превратить однопутную дорогу от Иркутска до Слюдянки через горы, достраиваемую к тому времени, в двухпутную электрифицированную магистраль.
Строительство перевальной дороги Иркутск — Слюдянка началось в августе 1941 года, а в середине 50-х годов основной ход Транссибирской магистрали был переведён на новый участок. В это же время началось строительство Иркутской ГЭС, из-за чего часть Транссиба от Иркутска до посёлка Байкал была разобрана в 1956 году, а чуть позже затоплена при наполнении Иркутского водохранилища. В итоге сформировался современный тупиковый маршрут Кругобайкальской железной дороги от Слюдянки до порта Байкал, а с ненадобностью был разобран первый путь.
Нашей целью было пройти пешком по КБЖД сколько успеем за 3-4 дня, потому что обратные билеты в Москву были уже куплены, а еще хотелось съездить на остров Ольхон. С собой у нас была двухместная палатка, спальники, газовая горелка, непромокаемая подстилка вместо пенок, которые только место занимают, всякие средства гигиены, спрей от комаров и прочая мелочь. Для зарядки телефонов у нас было два аккумулятора IconBit, из-за которых сломалась камера GoPro и испортилась батарея телефона, и еще можно было заряжать от ноутбука. К фотоаппарату у меня был всего один аккумулятор, которого прекрасно хватило на все дни. Продуктов много специально не покупали, чтобы не тащить лишний груз на себе, а понадеялись на магазинчики в поселках.
Итак! Вечером, 7 августа, мы приехали на остановочный пункт Земляничный, который находится на том самом участе железной дороги, заменившем 60 лет назад КБЖД вдоль Байкала. До Слюдянки ехать смысла не было, ибо проще спуститься к станции Култук и оттуда уже пойти по самой Кругобайкальской железной дороге.
Скажу честно, что первой мыслью, когда мы только увидели Байкал, была «Охренеть! Доехали!». Стало очень быстро темнеть, а нам необходимо было хоть немного отойти от поселка Култук и найти хорошее место, чтобы поставить палатку и переночевать без каких-то приключений. Мы спустились с возвышенности к станции Култук, где абсолютно никого не было, и нашли отличное место на краю отвесного берега, пройдя сначала примерно пять километров по железной дороге. К аккумуляторам в комплекте шли яркие лампы с USB-разъемом, которые много раз выручали, поэтому ставить палатку уже совсем в темноте проблем не было. Больше делать было нечего, и мы легли спать.
Утром следующего дня была шикарная погода! Свежий воздух пробудил аппетит, а значит надо было что-то приготовить покушать. Было очень удобно то, что источник чистой пресной воды был всегда, в прямом смысле, под боком. Мы с собой всегда несли бутылку с водой, а когда она кончалась, то просто спускались и наполняли её из Байкала. Тем утром я первый раз пошел за водой для макарон и был удивлен температурой воды. Я знал, что Байкал всегда холодный, но не думал, что настолько. Мы вкусно поели и отправились в путь.
Из-за небольших волн и характерного звука Байкал напоминает море, но только противоположный берег виден. Первое время еще можно было разглядеть поселки на том берегу, основную железную дорогу и какую-то белую породу на холмах.
По началу идти было несложно, рюкзак не казался тяжелым, все вокруг было интересно и радовало глаз, но через некоторое время крупные камни и очень частые шпалы начали раздражать. Приходилось периодически отдыхать…
Первый тоннель встретился нам через несколько сотен метров. Если отталкиваться от направления километража, то этот тоннель является последним на КБЖД, но в каталоге тоннелей он имеет №16. Через него проходил второй путь, который много лет назад был демонтирован, поэтому рельсов тут не сохранилось.
Ныне действующий путь на самом деле является вторым, который был построен после запуска КБЖД в однопутном исполнении. То есть сначала построили дорогу через тоннель, а через 10 лет видимо стало технически возможно построить рядом новый путь уже без тоннеля, а старый так и остался.
Сейчас на Кругобайкальской железной дороге существует 39 сохранившихся тоннелей общей длиной 9150 метров, 15 сохранившихся каменных галерей общей длиной 1210 метров и 3 железобетонных галереи общей длиной 153 метров.
С начала 80-х годов КБЖД начала становиться туристическим местом, в тоже время был проведён ряд мероприятий по укреплению сооружений и переложен новый путь на всём протяжении дороги.
Сейчас по железной дороге ходит несколько различных поездов. Один раз в день от Слюдянки до порта Байкал проезжает дизельный поезд РА-2, который по сути явлется аналогом обычной электрички и стоит, соответственно, совсем дешево. Но нам первый раз встретился экскурсионный поезд «Кругобайкальский экспресс», который приезжает прямо из Иркутска, а в Слюдянке его цепляет обычный тепловоз.
Почему-то тогда перед поездкой я совем не посмотрел никакой информации про КБЖД, а доверился Ане и её рассказам, поэтому пустые маленькие тоннели без рельсов меня довольно быстро опечалили. Все интересное было только впереди!
В Иркутске мы купили хорошую карту Кругобайкальской железной дороги, где были подробно отмечены поселки, километраж, название мысов, места для палаточных лагерей и другие полезные данные. Так что мы всегда знали, что впереди и где что можно было искать.
Зачем было демонтировать второй путь, если дорога все равно больше активно не использовалась, я тоже не понимаю. Какой-либо конкретной информации зачем это сделали нет, возможно просто разобрали шпалы на дрова. Но мосты, естественно, не разрушали и теперь они так и стоят, заросшие травой.
На фото выше отлично видно, какой раньше был рельев до постройки второго пути. Получается, что сначала взрывным способом проходили только тоннели, а потом решили что в некоторых местах можно раздолбать и целвый кусок скалы!
Противоположный берег все больше отдалялся от нас, а по дороге встретился первый действующий тоннель. Самое удивительное в том, что исторически это двухпутный тоннель. Единственную колею положили по центру тоннеля уже во время реконструкции в конце двадцатого века.
Через три километра мы дошли до первого на нашем пути населенного пункта Старая Ангасолка. Там мы купили продуктов и встрели шумную группу с детьми-пионерами. Поселок хоть и маленький, но жизнь там вроде бы протекает активно. Вдоль железной дороги ходили туристы, местные жители очень позитивные и здоровались с нами.
А дальше началось очень много тоннелей! На фото хорошо заметно, что вполне два пути раньше помещались, хотя и очень близко друг к другу.
Не скажу, что туристов много, но временами мы пересекались с ними на железной дороге или проходили мимо палаток, в которых почему-то обычно никого не было.
Сами тоннели построены из породы, полученной при его же проходке.
Серьезной проблемой на Кругобайкальской железной дороге являлись и являются до сих пор частые обвалы и селевые потоки. Серьёзные обвалы случались во время строительства дороги, особенно с применением взрывчатых веществ. Для предотвращения завала путей были построены специальные галереи в самых неустойчивых местах.
Это тоннель №35, называется «Хабартуй 2″. Имея протяженность 548 метров, он является один из самых длинных тоннелей Кругобайкальской железной дороги. Снаружи над тоннелем возвышается скала с бакланами, а примерно в центре есть сквозная ниша к этой самой скале.
Ближе к вечеру мы уже примерно определили по карте место, где можно будет поставить палатку и заночевать. По дороге мы должны были пройти поселок Шарыжалгай, на который возлагали надежды. Продукты у нас еще были, но хотелось купить еще немного овощей и картошки.
Когда мы дошли до Шарыжалгая, то выяснилось что никакого магазина тут нет, а есть несколько жилых домов и турбаза, которая сейчас без постояльцев. На этой турбазе мы нашли женщину, которую получилось уговорить продать нам за 200 рублей несколько картофелен, помидоров, лука, каких-то печенек и еще чего-то.
Хорошее место для палаточного лагеря должно было появиться почти сразу после Шарыжалгая, но со стороны берега был только отвесный склон или кусты с камнями, а к тому времени мы прошли больше 15 километров и уже прилично измотались. Прямо у скал палатку ставить категорически нельзя по понятным причинам.
Пришлось топать ещё 2-3 километра, чтобы найти место для ночевки. Но это стоило того, ибо земля была мягкой и без камней, с дороги палатку почти не было видно, а вокруг нас укрывали деревья на случай внезапного дождя ночью.
Мы почувствовали всю тяжесть и усталось, когда сняли рюкзаки и свалились на землю. По сути до этого мы две недели ехали сидя, а гуляли налегке. Тяжелый рюкзак приходилось таскать только в городах или до трассы. В тот день мы сразу рванули пешком и прошли примерно 18 километров. Если не ошибаюсь, то рюкзак Ани весил 15 килограмм, а мой все 20-23 килограмма! На последних силах мы установили палатку, приготовили чай и завалились спать.
На следующий день мы продолжили наш путь.
В первый день мы прошли пешком примерно 18 километров по железной дороге, на закате установили палатку в уютном месте и завалились спать, ибо все туловище болело от тяжести рюкзаков. У меня было желание поснимать ночью звездное небо, но я спал как убитый, хотя даже будильник поставил. Для того, чтобы успеть съездить на остров Ольхон, у нас было ещё 2-3 дня на КБЖД, но пешком до порта Байкал мы бы дойти все-таки не успели, поэтому уже на тот момент было запланировано доехать оставшуюся часть пути на поезде, который ходит один раз в день. Времени было на самом деле достаточно, и мы стали выползать из палатки и собираться в путь.
Любое пробуждение в палатке вызывает довольно интересные эмоции, особенно для городского человека. Самое сложное – это сразу определить время суток и погоду снаружи, ибо в палатке только небольшое окошко, которое не позволяет получить объективное представление о происходящем. Еще сильно влияет цвет палатки, искажающий восприятие других цветов. У нас палатка была желтой, и в первые секунды после того, как вылез на улицу, все вокруг было очень синим!
Завтракали мы обычно печеньками и чаем, ибо особо сильно кушать утром не хотелось. Каждый раз, чтобы сложить к себе в рюкзак часть палатки, мне приходилось вытаскивать почти все вещи, а потом укладывать все снова, ибо хрупкие вещи на дно не положишь. Сама палатка из визуально объемной легко превращается в два маленьких рулика, которые мы с Аней разделили между собой еще в самом начале путешествия.
Дальше по дороге стало встречаться все больше разнообразных тоннелей и галерей, предназначенных для предотвращения завала путей. А мы стали довольно быстро уставать от боли в плечах и спине, приходилось часто отдыхать.
Каждый раз, когда мы шли по длинному тоннелю, то все время ждали, а вдруг нам повезет, и в этот момент проедет поезд!
C погодой нам в этот день тоже очень повезло! Все время светило солнце, дул прохладный ветерок с Байкала, над головой кружили и кричали бакланы. А самый красивый снаружи тоннель мы встретили довольно скоро.
Спустя пару часов, мы дотопали до крошечного поселка с забавным названием Баклань. Очень удачно в этот же момент подъехал тот самый поезд «мотаня», который ходит один раз в день.
Мы решили, что для разнообразия можно проехать до следующего ближайшего поселения на поезде, и ломанулись к станции, ибо стоит «мотаня» всего пару минут.
От поселка Култук до порта Байкал «мотаня» едет больше четырех часов, хотя расстояние всего 80 километров. А все из-за того, что скорость движения разрешена максимально 20 км/ч по причине устаревших тоннелей и укреплений, износа колеи и туристов на путях.
Цена билета нас реально удивила! Мы думали, что из-за крайне редкого движения поездов, билет будет стоит пару сотен рублей. Но до следующего поселка мы доехали всего за 60 рублей с копейками!
Приехали мы в поселок Маритуй, расположившийся прямо по середине Кругобайкальской железной дороги. Тут вышло большинство пассажиров и дружной компанией куда-то направилось, скорее всего на турбазу.
Нам ни на какие турбазы было не нужно, поэтому мы просто пошли вперед по путям. А Маритуй оказался прямо большим по байкальским меркам поселком! Железную дорогу я обожаю с детства, поэтому от внезапного развития путей пришел в восторг! Красненький справа поезд это и есть наша «мотаня», а слева в нашу сторону направляется поезд «Кругобайкальский экспресс», который мы встретили в первый день на КБЖД.
Нам тогда показалось логичным то, что в большом поселке должен быть хоть какой-то магазинчик, поэтому мы решили выяснить это у местных жителей. К сожалению, оказалось что магазина нет, а какие-то товары можно купить только в отделении почты.
Отделение почты мы нашли во дворе одного из домиков, вытянувшихся вдоль путей.
Женщина, работающая на почте, очень строго запретила мне там снимать, но зато получилось с ней пообщаться. Продуктов было мало, в основном шоколад, макароны, дешевые сигареты, соль, какие-то крупы и еще по мелочи. Женщина рассказала, что никакой официальной поставки товаров и продуктов нет, но почте по какой-то схеме они все-таки выделяются, а в отделение их приносят люди, которые возят почту.
Для нас основным даже были не продукты, а сама почта и возможность купить марки, чтобы отправить открытки прямо с Байкала всем желающим, которых за две недели накопилось очень много. Усевшись на мягкой травке перед зданием станции Маритуй, мы разложили открытки и стали их подписывать. Забегая немного вперед, скажу, что за все время путешествия мы отправили примерно 70 открыток, а стоило это все больше 2000 рублей.
Довольно быстро прибежали дети – Денис и Кристина, с которыми я быстро нашел общий язык, а потом они от нас некоторое время не отставали, пока мы подписывали открытки. Правда выяснить местные они или просто приехали к родственникам на лето не получилось.
Cвежевыкрашенный станционный домик Маритуя был закрыт на замок, который видимо не открывался последние несколько лет с момента, когда РЖД повесило новые таблички.
Трем ребятам, которые играли в карты перед домиком, не очень повезло. Они уже несколько дней шли пешком из порта Байкал в обратную сторону и в тот день хотели сесть на «мотаню», чтобы уехать в Култук, а потом вернуться в Иркутск. К сожалению, они совсем немного опоздали, и теперь были вынуждены ждать следующего дня. Почта закрылась в 17:00, а продукты у них почти кончились…
Солнце начало садиться, вокруг стало ещё красивее, а значит нам с Аней надо было выбрать по карте место для ночевки и двигать дальше.
В этих рваных кедах за 400 рублей я выехал из Москвы, две недели ехал автостопом, прошел по железной дороге, прыгал по камням Ольхона и вернулся в обратно в Москву. На самом деле, я предположил, что к Иркутску они совсем разорвутся, а там я просто куплю новую хорошую обувь. Но кеды оказались очень стойкими и продержались весь месяц путешествия!
От поселка Култук, куда мы приехали из Иркутска, было расстояние уже почти 40 километров по железной дороге, а противоположный берег Байкала отдалился от нас на 32 километра, и теперь большую часть времени был почти незаметен. Во время первой ночевки Байкале, дальний берег был от нас всего на расстоянии каких-то 9 километров.
Чем дальше мы уходили на север вдоль Байкала по железной дороге, тем отвеснее и выше становились холмы на берегу, а само озеро все больше было похоже на настоящее море.
Второй день на Кругобайкальской железной дороге подходил к концу, а на душе появилось удовлетворение и безмятежность. За две недели автостопа, постоянной смены грузовиков, новых городов и мест для ночевки, разных столовых, кучи новых знакомств уже появилось некоторое естественное стремление постоянно куда-то двигаться и рваться, которое держалось эти два дня на КБЖД.
Место для нашего небольшого лагеря на ночь было найдено примерно за 4 километра от поселка Маритуй, где мы сошли с «мотани». В этот раз мы решили особо в кусты палатку не прятать, ибо вряд ли тут уже могли ходить какие-то нехорошие люди, особенно по ночам. В соседней роще Аня нашла большое количество съедобных грибов, которым очень обрадовалась, шустро собрала проверенные вкусные и начала готовить суп почти из всего, что у нас было в наличии. Получилось очень сытное походное блюдо из грибов, лука, макарон и фасоли!
Этой ночью я тоже решил проснуться и поснимать звездное небо. Поставил будильник, заснул, через несколько часов проснулся, открываю глаза и… А вокруг все светится. Смотрю на часы, там 2 часа ночи, а значит должна быть тьма кругом. В общем, полнолуние обломало мне все намерение снять галактику, потому что надо было просто дождаться полной темноты, тогда звезды были бы прекрасно видны, а не просыпаться посреди ночи.
Кто смотрел сериал Lost? Помните там был черный летающий дымок? Когда я по темноте ушел на некоторое расстояние от палатки, то услышал неподалеку абсолютно такой же звук, который издавал черный дым в сериале. Вот только я знал, что такое трещание на Байкале издавали большие кузнечики, которые прыгали и могли пролетать довольное приличное расстояние над землей. Предыдущие два дня, пока мы шли по железной дороге, постоянно натыкались на этих стрекочущих кузнечиков.
На следующее утро я уже традиционно сходил первым делом за водой, мы приготовили чай, почистили зубы, собрались и пошли дальше.
Мы решили, что дальше идти пешком по Кругобайкальской железной дороге смысла нет, ибо по сути всё уже увидели, а лучше дойти несколько километров до станции и сесть на «мотаню» до порта Байкал.
После прекращения постоянного движения поездов по КБЖД, второй путь был демонтирован, но мосты остались в сохранности. Наглядно видно развитие технологий строитества в начале 20 века. Справа каменный мост, который был построен в первую очередь, а слева уже металлический ферменный мост, построенный в 1910-х годах во время сооружения второго пути.
Через 4 километра от места ночевки мы дошли до поселка Половинный, где и планировали сесть на поезд. У небольшой станционной платформы местные жители начинали раскладывать разные сувениры на столики, ибо довольно скоро должен был приехать экскурсионный поезд. Но нам он совсем не подходил, поскольку билеты на него стоили для нас дорого, а общедоступная «мотаня» по расписанию обязана была приехать только через два часа.
Делать было нечего, мы купили по бутылке пива и начали общаться с местными жителями. Милые женщины нам рассказали, что последнее время туристов становится все больше, но сувениры почему-то они покупать стали реже, обычно только китайцы налетают и все скупают, а если они не приезжают, то дела идут довольно вяло.
Если ты приехал на Байкал, но не попробовал рыбу омуль, то ты не был на Байкале. Обычно эту рыбу жители стараются подороже продать туристам, но нас женщина просто угостила целой рыбой! Мы её отлично заточили под пиво, хотя особого вкуса я не нашел, если честно.
Через некоторое время приехал экскурсионный поезд, из которого вывалились и сразу разбежались упитанные туристы. Часть из них пошла обедать в домик к одной из местных, другие пошли с экскурсоводом, а китайцы стали покупать сувениры. Тут я заметил, что работали, таскали продукты, продавали товары и делали всю работу исключительно женщины и дети, а мужиков вообще не было видно.
После того, как туристы загрузились в дизельный поезд и уехали, стало опять тихо и спокойно. Ещё через час приехала «мотаня», на которой мы целых два часа ехали до поселка Байкал. Пару лет назад по КБЖД ходили даже экскурсионные паровозы, но недавно РЖД поставило несколько дизельных поездов РА-2, которые теперь выполняют всю работу по перевозке пассажиров.
Как и вся остальная часть Кругобайкальской железной дороги, поселок Байкал после прекращения движения перестал жить бурной жизнью.
Мы с Аней предполагали, что из порта Байкал можно каким-то образом попасть сразу на остров Ольхон, и наши предположения на самом деле сбылись, но не совсем так, как мы ожидали. Единственным способом доплыть до Ольхона был корабль «Баргузин», билет на который стоит больше 3 тысяч, и на тот момент был не совсем нам по карману.
Единственным адекватным решением было доплыть на пароме на другой берег Ангары, а оттуда из Листвянки доехать на обычной маршрутки до Иркутска.
Во время путешествия нам писали, что интересно узнать больше нашей бытовой жизни во время поездки, сколько мы тратили денег, как решали куда и как поехать. Например, этот паром через Ангару стоил тоже совсем дешево – 53 рубля с человека.
Вот так плавно и заканчивалась первая часть нашего путешествия по Байкалу. Это были три замечательных и спокойных дня в прекрасном месте!
Источник — martin.livejournal.com/185872.html
Проголосуйте за этот материал!
+90
0 комментариев