+120
Путешествие в Иран – Кум и Исфахан (83 фото +текст)
— Так давайте я вам сама поменяю! Сколько долларов? Двести? Сейчас только деньги сниму в банкомате.
В Иран мы прилетели в первом часу ночи пятницы. Таможня просветила наши вещи и решила отправить на дополнительный ручной досмотр. Наши чемоданы оказались подозрительными. Когда среди фототехники, футболок, носков, трусов не нашли свинину и алкоголь, нас выпустили в Иран. На улице было свежо, местами лежал снег.
— Да, а где нам лучше поменять деньги? — спросили мы сотрудницу компании EuropaCar, которая выдала нам на 10 дней затертую и убитую Гранд-Витару.
— Так давайте я вам сама поменяю! Сколько долларов? Двести? Сейчас только деньги сниму в банкомате.
В Иран мы прилетели в первом часу ночи пятницы. Таможня просветила наши вещи и решила отправить на дополнительный ручной досмотр. Наши чемоданы оказались подозрительными. Когда среди фототехники, футболок, носков, трусов не нашли свинину и алкоголь, нас выпустили в Иран. На улице было свежо, местами лежал снег.
— А по какому курсу вы нам обменяете доллары?
Что-то посчитав в столбик на бумажке, девушка сказала:
— Пять миллионов, двести. Хорошо?
— Хорошо.
Этот курс был выгоднее, чем в соседнем банке: 26000 реалов за 1 доллар против 24000.
15 минут мы потратили только на прием прокатного автомобиля. На каждой детали кузова имелись ссадины, царапины или странные плевки белой краски. Девушка замерзала, но терпеливо записала все повреждения, которые мы обнаружили. Машина обошлась нам в $1000 и плюс $400 залог.
По нашему импровизированному плану мы решили не заезжать в Тегеран и сразу направились в город Кум. Из Москвы мы захватили с собой набор необходимых продуктов, чтобы спокойно прожить один день. Начиналась пятница, а это значит, что никто не работает и все магазины закрыты. По крайней мере, так нам говорили, в том числе и девушка из EuropaCar.
По дороге в Кум на заправке мы заметили работающий ларек и буквально накинулись на него, докупая необходимое — воду, колу, вафли, печенье и фисташки. Оказалось, что все-таки кто-то по пятницам работает. Хорошая новость. Я еще не успел привыкнуть к местному курсу и протянул продавцу сто тысяч местных денег. На сдачу получил всего пять тысяч и хотел было заподозрить подвох, но потом посчитал, что мы закупились всего на 110 рублей.
Девяносто километров до Кума пролетели почти незаметно. Многополосная дорога хорошего качества, освещенная на всем протяжении — ехать одно удовольствие, была бы хорошая машина. Одно нас только смущало — расход топлива. Нашей Витаре было явно плохо. На разрешенной скорости 120 км/ч в небольшую горку машина уже не тянула, коробка сбрасывала на понижающую передачу, а двигатель истошно ревел на оборотах 5500, подбираясь к красной зоне. Расход получался около 20 литров на 100 км, и мы начали переживать.
Дело в том, что я рассчитывал заплатить за автомобиль карточкой по приезду (так мне обещал сайт EuropaCar), но на деле пришлось выкладывать наличность (никакие российские банковские карточки в Иране не работают.) Из-за этого наш общий бюджет сократился вдвое, и прожорливый автомобиль радости не прибавлял.
В Кум, священный город шиитов, мы въехали в 3 часа ночи. Добравшись до центральной площади и случайно проехав под знак кирпич, мы припарковались у внешне хорошего отеля. Отель оказался действительно хорошим и дорогим. Трехместный номер стоил $130, сингл — $80. Все номера были заняты. Как, кстати, и номера в соседних отелях.
До рассвета оставалось пара часов, поэтому мы решили не тратить 130 долларов и доночевать в машине, благо Витара — автомобиль просторный. В 5:30 загудел будильник. Мы вылезли из машины и повлеклись снимать рассвет. Было как-то неожиданно холодно, и я пожалел, что не одел кофту. На улице таял лед, было скользко.
Хорошо, что прямо на проезжей части расположился мужик с передвижной мясной тележкой и мангалом. Можно было перекусить и согреть руки.
Наиболее значимым и впечатляющим памятником архитектуры Кума является гробница Фатимы Масуме.
Главная достопримечательность Кума погрузилась в тотальный ремонт. Многие строения стояли в лесах, площадь внутри мечети была частично перекопана. Как позже позже стало понятно, мы приехали слишком рано. Туристический сезон начинается только в начале апреля, и до этого времени во всю идут подготовительные работы.
На языке жестов охранники мне объяснили, что фотографировать можно, но без штатива. Я сложил штатив, охранники сразу заулыбались и пригласили войти на территорию мечети.
Не знаю, как правильно называются эти арки. И Википедия не грузится.
Минареты в лесах похожи на ракеты.
На территории мечети идет ремонт. На плитку заботливо уложены коврики, чтобы не было скользко. Через пять минут прогулок по территории мечети ко мне подошел охранник (или служащий) и дал понять, что хватит уже фотографировать, вон там выход.
Улочки Кума.
Мохнатый мотоцикл.
Вид с восточной стороны.
Раньше через Кум протекала бурная река. Сейчас воды мало, и широкое русло реки решили использовать с пользой: построили дороги, автовокзал и паркинг, оставив реке небольшой канал. Забавное решениеу.
Наши опасения про пятничный выходной не оправдались.
Большинство магазинчиков и ларьков прекрасно работает по пятницам.
Пешеходный переход. Про автомобильное движение и культуру вождения я расскажу как-нибудь в следующий раз, сначала главное живым вернуться в Тегеран.
Пока мы с Петей гуляли по утреннему Куму, Катя спала в машине. Проснулась она от удара — местный гонщик решил припарковаться поближе к нашей Витаре. Иранец встал на парковку, вышел, посмотрел на ссадину, пожал плечами и ушел…
Современные районы Кума ничем интересным не выделяются, а центр весь в ремонте. Мы позавтракали и отправились в сторону Исфахана.
Иранские зарисовки.
Если вам какой-то человек говорит, что дорога от Кума до Исфахана или Шираза скучная — не верьте ему.
Остановились в придорожной деревушке на пикник.
Полуразрушенные здания прекрасно гармонируют с жилыми постройками.
Мужчина, увидев фотографа, сразу же замахал руками и пригласил полюбоваться его двором.
Русья, Иран — френд!
Детишки с радостью фотографировались и долго бежали за мной, выкрикивая одну и туже фразу. Мне было как-то неудобно, что я не взял с собой мелочи, конфет или открыток. А дети все не отставали и галдели. Я записал это на видео, но выложить смогу только в Москве. Позже в отеле Исфахана мне перевели, что они просили показать им фотографии…
Наша ненасытная Витара.
Я думал, что в Иране всегда тепло, а оказалось вон как.
Дорогу от Кума до Исфахана (250 км) мы преодолели часов за пять, то и дело останавливаясь на фотостопы.
Сельская жизнь Ирана.
Вечером первого дня мы приехали в Исфахан, где и решили пожить несколько дней.
— У вас интернет быстрый?
— Нууу, нормальный, как везде в Иране.
Это самая медленная связь, которую я встречал. Плюс еще в Иране заблокирован ЖЖ, Фейсбук, Инстаграм, Ютьюб и так далее.
Исфахан — древний город в центральной части Ирана и третий по величине после Тегерана и Мешхеда. Здесь производят ковры, текстиль, сталь, предметы ручных ремёсел и ядерное топливо. Ниже я расскажу о туристическом Исфахане с его красивыми мечетями, центральными улочками и старыми мостами. Отдельный рассказ будет про Исфаханский базар.
У некоторых читателей сложилось неправильное впечатление о том, что иранцы живут в норах. Это не так. Есть полуразрушенные и заброшенные деревни, которые действительно напоминают норы, есть древние города (например Йезд или Мейбод), где в центральной части сохранился старый город в том виде, в каком он был много веков назад. Есть более новые районы из кирпичных домов, как на фотографии.
Современные районы выглядят так. Самые обычные улочки, как во многих южных городах России.
Ничего интересного.
Другое дело — старый город. Только, пожалуйста, не нужно считать, что весь Иран живет в глиняных домах или норах.
Мы заселились в довольно дорогом отеле в центре города. 3 ночи на троих вместе с завтраком, ужином и «нормальным иранским интернетом» обошлись нам в 5000 рублей.
Местные жители приветливы и дружелюбны. Женщины стараются не попадаться в объективы фотокамер, чего не скажешь про это исключение.
Центральная площадь исторической части Исфахана — площадь Имама, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. С южной стороны площади расположена Мечеть Имама (на фотографии), с западной — Дворец Али-Гапу, с восточной — Мечеть Шейха Лютфаллы, с северной — Большой базар.
Мечеть Имама — самое высокое здание в городе. Ее строительство было начато в 1611 году и длилось 30 лет.
Мы купили пачку билетов в мечеть за 300 тысяч реалов, что в переводе чуть меньше 300 рублей. Такие пачки нам выдавались во всех кассах, иногда их заботливо скрепляли степлером.
Внутренние стены мечети оформлены уникальными рисунками, мозаикой, орнаментом и вязью.
На восточной стороне площади находится Мечеть Шейха Лютфаллы, выдающийся памятник персидской архитектуры эпохи Сефевидов. Мечеть строилась в течение 17 лет (1602-1619 годы) по личному указанию Аббаса I.
Купол мечети прекрасен.
Мост Хаджу.
С точки зрения архитектурного изящества и отделки моста изразцами, он не имеет себе равных и выполняет три функции — средство перехода через реку, плотины и место отдыха.
Река до 25 марта на ремонте.
Мост состоит из двух ярусов, в центре есть павильон для отдыха правителя.
Любимая фотография из этой серии.
Мост сдан в эксплуатацию в 1650 году. Такие дела.
Источник — chistoprudov.livejournal.com/116529.html
Проголосуйте за этот материал!
+120
2 комментария