+55
Прогулка по Стамбулу – городу контрастов (32 фото)
Константинополь, Византий, Город, Новый Рим, Царьград – это все о нем. Даже сегодня слово «Константинополь” живет и здравствует, например, в православной церкви. Константинопольский патриарх выше всех других патриархов, даже Иерусалимского, а его резиденция по прежнему находится в исламском Стамбуле.
Стамбул – крупнейший город в Турции и уникальный по своему географическому расположению. Пролив Босфор делит город на две части: европейскую (на переднем плане) и азиатскую. По сумме проживающих в обоих частях горожан Стамбул занимает третье место в Европе по количеству населения.
Пару недель назад Стамбул постоянно упоминался во всех новостных выпусках из-за массовых демонстраций и столкновений с полицией, что привлекало к нему повышенное внимание и интерес со стороны обычных людей. Стамбул, что это за город, какой он? Многие знают, что это крупный и важный город, часто по ошибке считая его столицей Турции, еще меньше знают, что он находится на границе Европы и Азии, и совсем мало кто помнит, что еще сто лет назад этот город назывался Константинополь. А это уже не просто имя города, поскольку на протяжении всего Средневековья и даже позже Константинополь был самым большим и самым богатым городом Европы.
Константинополь, Византий, Город, Новый Рим, Царьград – это все о нем. Даже сегодня слово „Константинополь” живет и здравствует, например, в православной церкви. Константинопольский патриарх выше всех других патриархов, даже Иерусалимского, а его резиденция по прежнему находится в исламском Стамбуле.
Стамбул – крупнейший город в Турции и уникальный по своему географическому расположению. Пролив Босфор делит город на две части: европейскую (на переднем плане) и азиатскую. По сумме проживающих в обоих частях горожан Стамбул занимает третье место в Европе по количеству населения.
Стамбул, как известно всем, кто смотрел “Бриллиантовую руку”,- это город контрастов. Контрасты здесь разные. Один из них – контраст восточного колорита с европейским дизайном и достижениями научно-технического прогресса.
Стамбул – это современный европейский город, с хорошо развитой транспортной системой. Трамвай является наиболее показательным в этом плане.
Многие считают Турцию какой-то не особо развитой азиатской страной, в которой продвинут только туризм. Но сравните стамбульский трамвай, например, с московским. Кто здесь выглядит более продвинутым?
Проезд на трамвае стоит три лиры (50 руб). Столько же стоит проезд на электричке и пассажирских кораблях, которые, с учетом того, что здесь кругом вода, заменяют автобусы. По крайней мере, маршрутных автобусов я не видел.
Так выглядит трамвайная остановка, стоящая между трамвайными путями, то есть одна на оба направления. Вход на нее осуществляется через турникеты. Покупаете на улице рядом в автомате за три лиры жетон, бросаете и проходите. Большая часть остановки открыта и можно спокойно зайти минуя турникеты, однако я что-то такого здесь не замечал. Представьте, что будет, если такую систему оплаты сделают у нас.
В исторической части города улочки очень узкие, и автомобили и трамваи ездят по одной дороге. В отличие от московских трамвайных путей, которые выложены брусчаткой и езда по которым убивает и подвеску, и настроение, здесь рельсы утоплены в обычное дорожное полотно и езда на авто не вызывает никаких неудобств.
Главная туристическая достопримечательность Стамбула – собор Святой Софии. Считается, что он был построен императором Юстинианом еще в 6-ом веке.
Вообще, исторических достопримечательностей в Стамбуле много, причем разных культур – тоже контраст. Ведь этот город был столицей четырех империй: Римской, Византийской, Латинской и Османской.
Голубая мечеть – стоит напротив Святой Софии и является шедевром исламской архитектуры 17-го века. Все эти достопримечательности находятся в самом-самом историческом центре, в котором туристов больше, чем людей.
Несмотря на все это, здесь туристические достопримечательности соседствуют с какими-то полуразвалившимися хибарами. Это еще один контраст Стамбула. На фото: заброшенные деревянные дома рядом с Голубой мечетью.
Еще один пример. Тоже в историческом центре.
Еще один памятник античности – городской ипподром, на котором были установлены различные памятные колонны и обелиски. Сейчас от ипподрома остались только они, да и то только три.
Как это ни парадоксально прозвучит, вот на этом самом водном пейзаже показан центр Стамбула. Дело в том, что это слияние Босфора и Золотого Рога, которые делят город на три части. Зеленый мыс справа – это Дворцовый мыс, или Сарайбурну, с которого начинается старый город.
Сарайбурну – это кончик небольшого участка суши, омываемого с трех сторон водами Золотого Рога, Босфора и Мраморного моря. Неудивительно, что здесь в древности расцвел город – могучий Константинополь. На мысе, на холме находится дворец Топкапы, служивший главной резиденцией османских султанов на протяжении 400 лет.
Ночной вид на пристань и Топкапы. В этот дворец я не пошел, поскольку вид огромной галдящей на разных языках толпы, выстроившейся на жаре перед его входом, отбила всякое желание даже разбираться, какие очереди куда стоят.
Рядом с Топкапы находится археологический музей Стамбула – один из крупнейших в мире по собранию древних экспонатов. На фото: детали знаменитых ворот Иштар, стоявших в Вавилоне.
В некоторых кварталах улочки забиты торговыми лавками и вывешенным товаром, как на вещевом рынке. Идешь по довольно цивильной улице, свернул и – попал в какой-то черкизон.
Таких улочек здесь много. И это еще не Лалели – торговый район, где затовариваются челноки из России и других стран СНГ. В Лалели я не ходил, смотреть там не на что – одни шмотки, тюки, тележки и надоедливые продавцы-зазывалы.
Первые этажи на всех улицах в старом городе заняты магазинчиками, в которых можно купить практически все. Какие здесь цены? Три лиры (50 руб) за трамвай – кажется дороговато. За 5 лир (80 руб) можно купить большой бургер и бутылку колы – уже, вроде, нормально. За них же можно приобрести рубашку или блузку местного производства. Или бутылку импортного пива. Кстати, с питьевой водой – проблем никаких: поллитровая бутылка в самом центре, примерно как в Москве на Красной площади, стоит одну лиру (17 руб), а просто в центре – вообще поллиры.
Галата – исторический район, основанный колонистами из Генуи на окраине Константинополя. Над домами возвышается знаменитая Галатская башня. Сейчас это центр Стамбула, район Бейоглу.
От Галатской башни, стоящей на вершине холма, отходят вот такие средневековые улочки.
Вид с башни на Галатский мост и исторический центр Стамбула. Галатский мост – двухэтажный. Верхняя часть предназначена для транспорта и пешеходов, нижняя занята многочисленными ресторанчиками.
Акведук Валента – один из символов Стамбула. Валент – это римский император, правивший в 4-м веке. И, естественно, построивший это гидротехническое чудо длиной более километра.
Древние стены. Константинополь обладал самыми мощными стенами в мире. Те, которые защищали его от нападения с суши (на фото), шли в три ряда. Некоторые башни и стены отреставрированы, некоторые стоят в виде руин.
Знаменитая крепость Едикуле, построенная султаном Мехмедом II после взятия Константинополя.
Как я уже говорил, Стамбул омывается различными водами и снаружи, и изнутри, набережных здесь полно. Многие приходят отдохнуть к морю: красивые виды, свежий воздух, прохлада.
Пара горожан возвращается домой с рыбалки. Рыбаков в городе по понятным причинам очень много.
В советское время говорили, что Стамбул портовый город, куча кораблей, Мраморное море все грязное, купаться нельзя – загнивающий капитализм, в общем. Не помню, как было раньше, а сейчас здесь все чисто. Гуляя по этой набережной, я неоднократно видел дельфинов, метрах в двадцати от берега.
Вот такие монстры швартуются здесь у многочисленных причалов.
В часы пик на пристанях скапливается большое количество народа – люди ждут транспорт, чтобы уплыть на работу и с работы домой. Много также туристических маршрутов, в основном пролегающих по Босфору. Я хотел прокатиться, но не хватило времени.
В Стамбуле три крупных международных порта и еще куча мелких. Морские сообщения составляют важную долю в экономике города, один только Босфор чего стоит. Его загруженность в три раза выше Суэцкого канала. На Стамбул приходится около 27% всего ВВП Турции. На фото: грузовые суда стоят на рейде в Мраморном море у входа в Босфор.
А это Гранд Базар – один из самых больших крытых рынков в мире и наверняка самый старый из них. Здесь более 50 улиц и 3000 магазинчиков.
На Гранд Базаре продают в основном одежду, обувь, ювелирные изделия, а также посуду, аксессуары и прочие вещи сувенирного характера. Много вот таких подвесных ламп-фонариков.
Летом в Стамбуле, конечно, жарко. Однако несмотря на то, что город находится в субтропиках, средняя температура в июле-августе держится ниже 25 градусов Цельсия. Но солнце жесткое, так что лучше ехать в Стамбул, прихватив крем от загара.
Гулять по старому Стамбулу приятно. Восточный колорит на улицах, магазинчики, кафешки, чайки, море… Ночью тоже красиво, все спокойно.
Проголосуйте за этот материал!
+55
0 комментариев