+48

Русский след (35 фото)

27 августа 1919 года Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о национализации кинодела, а спустя более полувека, в 1980-м, было решено, что именно в последний месяц лета надлежит праздновать День российского кино (тогда еще праздник именовался Днем советского кино). Хотя, как нам известно, первый русский фильм «Понизовая вольница» был показан еще 15 октября (по старому стилю) 1908 года.
Мы решили вспомнить отечественных актеров, сделавших карьеру не только у себя на Родине, но и за рубежом.
Русский след 27 августа 1919 года Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о национализации кинодела, а спустя более полувека, в 1980-м, было решено, что именно в последний месяц лета надлежит праздновать День российского кино (тогда еще праздник именовался Днем советского кино). Хотя, как нам известно, первый русский фильм «Понизовая вольница» был показан еще 15 октября (по старому стилю) 1908 года.
Мы решили вспомнить отечественных актеров, сделавших карьеру не только у себя на Родине, но и за рубежом.

Юл Бриннер
Первой причиной появления наших артистов в иностранных фильмах стала эмиграция. Она началась еще до Октябрьской революции, но особый пик пришелся, конечно же, на послереволюционные годы. Новую Россию покинули многие выдающиеся театральные актеры. Кто-то из них обосновался во Франции, но были и те, кто пришелся по душе Голливуду. Среди эмигрантов были и те, кто еще ни разу не появлялся на подмостках сцены или в кадре.
Знаменитый Юл Бриннер начал свою артистическую карьеру в парижском кабаре.

Сын великого русского певца Федор Шаляпин-младший начал сниматься еще в 20-е годы, но по-настоящему прославился лишь после того, как сыграл слепого монаха Хорхе в экранизации романа Умберто Эко «Имя розы».
Бывший белогвардейский офицер Александр Волошин стал одним из востребованных актеров эпизода на киностудии «Парамаунт», сократив свое имя до простого «Алекс». Миша Ауэр, внук петербургского скрипача Леонида Ауэра, начал свой путь в США с театральных подмостков, но впоследствии сыграл более 150 ролей в кино, а в 1936 году даже получил номинацию на «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана в фильме «Мой слуга Годфри». Так что русский след был изначально очень заметен не только в Европе, но и в Голливуде.
Русский след
Наталья Андрейченко
Вторая волна эмиграции пришлась на послевоенное время, когда популярные артисты, устав от режима, оставались по окончании зарубежных гастролей на Западе. Так поступили звезды советского балета Рудольф Нуриев, Михаил Барышников и Александр Годунов. Все трое в какой-то мере покорили кинематограф. Нуриев сыграл Рудольфа Валентино в фильме Кена Расселла, Барышников запомнился танцем под песню Владимира Высоцкого в картине «Белые ночи», а Годунова все знают как злодея из первого «Крепкого орешка».
Но, в основном, актеры, попросившие политическое убежище или оставшиеся после гастролей, не достигли особых успехов в зарубежном кино. Разочаровалась в профессии блистательная Елена Соловей. Елена Коренева сыграла небольшие роли в американских фильмах Андрея Кончаловского, а Борису Сичкину достались и вовсе какие-то малозначительные эпизоды (самая заметная роль — Брежнев).
Что касается Натальи Андрейченко, поселившейся в Штатах после распада СССР, то она появлялась ненадолго в фильме своего бывшего мужа Максимилиана Шелла «Свечи в темноте» и в культовой «Маленькой Одессе» Джеймса Грэя, но в большинстве случаев играла либо в эпизодах популярных сериалов, либо главные роли в трэшевых хоррорах и боевиках.
Кстати, в конце 80-х и начале 90-х покинули страну Олег Тактаров, Игорь Жижикин и Александр Невский, ставшие впоследствии киноактерами. Особенно повезло Тактарову и Жижикину, у которых за плечами участие в картинах Майкла Бэя, Вольфганга Петерсена, Стивена Спилберга и Клинта Иствуда.
Русский след
Олег Тактаров
Еще одна причина появления наших артистов в зарубежном кино — это престиж и гонорар (если дело касается Голливуда). В последние 20 лет в мировом кинематографе засветилось множество наших звезд. В одной из картин «бондианы» можно увидеть Михаила Горевого. Первое появление Гоши Куценко в американской продукции состоялось еще в 1994-м, но ту ленту, созданную совместно с российскими кинематографистами, лучше и не вспоминать.
Константин Хабенский снялся в голливудском блокбастере Тимура Бекмамбетова «Особо опасен» и в недавней «Мировой войне Z».
Сергей Маковецкий стал одним из любимых актеров Йоса Стеллинга, а Никита Михалков сыграл в одной из картин Кшиштофа Занусси, постоянного гостя на российских фестивалях.
В зарубежных лентах можно также наблюдать Екатерину Гусеву (польский «Биллборд»), Юлию Снигирь («Крепкий орешек 5»), Сергея Губанова («Подарок») и многих других. Нельзя не упомянуть и Владимира Высоцкого, сыгравшего вместе с Мариной Влади в драме «Их двое» венгерского режиссера Марты Месарош.
Русский след
Милла Йовович
Помимо всех вышеназванных, в Голливуде есть немало актеров, в чьей генеалогии присутствуют русские корни. Про Юла Бриннера мы уже говорили, поэтому сейчас вспомним другие имена, которые на слуху. Безусловно, на первом месте Милла Йовович, дочь актрисы Галины Логиновой, пытавшейся также сниматься в американских фильмах, но в конце концов сосредоточившей все свое внимание на карьере дочери. Милла не только стала высокооплачиваемой звездой благодаря участию в «Жанне д’Арк» Люка Бессона и франшизе «Обитель зла», но и сыграла на родине своей мамы — в комедии «Выкрутасы».
Ольгу Куриленко, Милу Кунис и Наташу Яровенко сложно назвать «своими», поскольку они родом с Украины, но и у них складывается замечательная кинокарьера.
Модель Джиа Скова родом из Саратова также пробует себя на актерском поприще, а Наталью Алам, начинавшую у Вячеслава Зайцева в качестве модели, уже именуют в Штатах «второй Миллой Йовович».
Антону Ельчину, родившемуся в семье профессиональных фигуристов Виктора Ельчина и Ирины Кориной, и вовсе пророчат славу Тома Хэнкса.
Русский след
Антон Ельчин
Русские корни, как известно, находят у Джуди Гарленд, Кэри Гранта, Натали Вуд, Кирка Дугласа, Тони Кертиса, Пола Ньюмена, Харрисона Форда, Голди Хоун, Розанны и Патриции Аркетт, Дэвида Духовны, Стивена Сигала, Сильвестра Сталлоне, Хелен Миррен, Леонардо Ди Каприо и Натали Портман. Хотя все-таки следует учитывать, что США сплошь состоит из разных поколений эмигрантов, так что русской крови здесь столько же, сколько итальянской, французской, английской и многих других…
Но вернемся к нашей теме, поскольку мы, наконец, подошли к тем актерам, о которых хотели поведать отдельно. Итак, вашему вниманию — 30 отечественных актеров, сделавших (или делающих) карьеру в мировом кинематографе.
Иван Мозжухин
Русский след
Гений дореволюционного театра и кино эмигрировал в 1920 году. Несмотря на то, что ему не удалось покорить Голливуд (он снялся всего в одной картине), Мозжухин с успехом снимался во Франции, где обосновались многие русские кинематографисты после того, как покинули Родину. Он сыграл в двадцати французских фильмах, среди которых «Ужасное приключение» Якова Протазанова, «Кин» и «Казанова» Александра Волкова, «Лев Моголов» Жана Эпштейна, «Мишель Строгов» Виктора Туржанского и другие ленты. Заявил он о себе и как режиссер, поставив в 1924 году «Костер пылающий». В 1939 году он планировал поставить свой первый звуковой фильм, но судьба распорядилась иначе. На 50-м году жизни Иван Ильич Мозжухин скончался от чахотки…
Михаил Чехов
Русский след
Племянник Антона Павловича Чехова, сыгравший на сцене Первой студии МХТ Хлестакова в знаменитой постановке «Ревизора», осуществленной Станиславским и Немировичем-Данченко, расстался с Россией в 1928 году. Сначала он работал в Германии (здесь же сыграл в трех фильмах) и Париже, а в 1939 году перебрался в США, где основал актерскую школу. У него учились многие будущие голливудские звезды: Ингрид Бергман, Энтони Куинн, Гари Купер, Грегори Пек и Мэрилин Монро, но сам он не добился признания в Голливуде. Самая заметная его роль — доктор Александр Брюлов в «Завороженном» Альфреда Хичкока.
Григорий Ратов
Русский след
Первое появление на сцене этого талантливого актера, режиссера и продюсера состоялось в Санкт-Петербурге, но его дальнейшей карьере на русской сцене помешала Первая мировая война. В 1917 году эмигрировал в Берлин, где участвовал в создании русского передвижного театра и затем отправился с ними на гастроли по европейским столицам. В 1922 году вместе с женой, актрисой Евгенией Леонтович, был приглашен в США бродвейским продюсером Ли Шубертом. Впервые на киноэкране он появился в фильме Дэвида Селзника «Симфония шести миллионов», а в 1950 году сыграл свою самую известную роль — импресарио Макса Фабиана — в знаменитой картине «Все о Еве», где его протеже является сама Мэрилин Монро. В Штатах более всего Ратова ценят как режиссера. Именно он открыл Америке Ингрид Бергман, сняв ее в «Интермеццо»…
Аким Тамиров
Русский след
Еще один ученик Константина Станиславского, уехавший в США. Начал с небольших ролей в голливудских фильмах в начале 30-х. Но после успеха «Королевы Христины» на него обратили внимание, и его постепенно стали приглашать на роли второго плана. Один из любимых актеров Орсона Уэллса, у которого он сыграл в фильмах «Мистер Аркадин», «Печать зла» и «Процесс». Работали с ним и европейские режиссеры: Жан-Люк Годар, Витторио Де Сика, Жюль Дассен и другие. Лауреат «Золотого глобуса» за роль второго плана в картине «По ком звонит колокол».
Савелий Крамаров
Русский след
Несмотря на популярность, в конце 70-х Савелию Викторовичу перестали давать роли из-за очередного обострения отношений с Израилем. Крамаров по национальности был евреем, но его положение ухудшал тот факт, что у него были родственники в Тель-Авиве. Просидев три года без работы и отчаявшись получить разрешение советских властей на выезд из страны, актер написал знаменитое «Письмо президенту США Рональду Рейгану», которое было несколько раз зачитано в эфире зарубежных радиостанций. И в ноябре 1981 года, благодаря давлению западных дипломатов на своих советских коллег, Крамаров прилетел в Америку, где и обосновался. Впрочем, здесь он не мог рассчитывать на большие роли, как и у себя на родине, и преимущественно играл всевозможных советских чиновников («Москва на Гудзоне», «Красная жара»). Хотя в 1984 году ему довелось сыграть неожиданную для себя роль советского космонавта в фантастической ленте «2010».
Евгений Лазарев
Русский след
Бывший актер Театра имени Маяковского и Театра имени Моссовета. С 90-х живет и работает в США. Самые заметные роли — в фильмах «Святой», «Дюплекс» и «Давай сделаем это по-быстрому». Кроме того, его можно увидеть в таких культовых сериалах, как «Карнавал», «Шпионка» и «24 часа».
Олег Видов
Русский след
Легендарный «Всадник без головы» не так хорошо известен в Штатах, как у себя на Родине. Но, тем не менее, ему довелось сыграть в фильмах, получивших определенную известность. Речь, конечно же, о «Красной жаре» и «Дикой орхидее». Помимо актерской карьеры, Видов уделил особое внимание пропаганде в США советских и российских мультфильмов, для чего организовал студию по их прокату.
Олег Янковский
Русский след
Один из лучших российских артистов, которого, к сожалению, уже несколько лет нет с нами, был востребован не только на родине, но и за рубежом. Именно он сыграл у Андрея Тарковского в «Ностальгии», чьи съемки проходили в Италии. На его счету участие в таких зарубежных картинах, «Терра инкогнита» (Греция), «Алиса» (Франция), «Человек, который плакал» (Франция, Великобритания), «Прокрустово ложе» (Молдова, Румыния) и других, а также работа с актерами Малкольмом Макдауэллом, Джонни Деппом, Кристиной Риччи, Кейт Бланшетт…
Илья Баскин
Русский след
Актер совсем недолго снимался в советском кино и запомнился отечественному зрителю, как один из учеников в народной «Большой перемене». В 1976 году Баскин эмигрировал в США, где буквально через пару лет сыграл в шедевре Хэла Эшби «Будучи там». Его запоминающееся лицо довольно часто можно встретить в американских фильмах, начиная с «Глубоководной звезды 6» и заканчивая франшизой «Человек-паук».
Александр Балуев
Русский след
В конце 90-х популярный российский актер решил испытать на себе все прелести голливудского конвейера. Сыграв в таких блокбастерах, как «Миротворец» и «Столкновение с бездной», он разочаровался в ролях, которые ему предлагали, и зарекся играть в Голливуде.
Олег Штефанко
Русский след
Актер, памятный зрителям по ролям в фильмах «В поисках капитана Гранта» и «Оно», в 1992 году эмигрировал в США. Там он был актёром Нью-Йоркского городского театра и преподавал в Американской театральной школе. После эпизодических ролей в сериалах ему выпал шанс — в 2006 году Роберт Де Ниро позвал его сыграть в «Ложном искушении». В настоящее время, в основном, снимается в России.
Александр Кузнецов
Русский след
Еще один актер, работающий и в США, и в России. В Штатах проживает с начала 90-х, но роли ему достаются небольшие. Правда, за это время он успел сняться у Кертиса Хэнсона и Клинта Иствуда, что уже неплохо. Кроме того, его можно заметить в таком культовом сериале, как «Беверли-Хиллз 90210». В настоящее время «Джек Восьмеркин – «американец»» — частый гость в российских проектах.
Владимир Машков
Русский след
Первое появление Машкова в зарубежной картине состоялось в 1993 году, когда на экраны вышла драма «Я — Иван, ты — Абрам», созданная белорусскими и французскими кинематографистами. Спустя 7 лет актер и вовсе закрепил свои позиции в США, снявшись в таких разных картинах, как «Танцы в «Голубой игуане»», «15 минут славы», «Американская рапсодия», «В тылу врага» и «Давай сделаем это по-быстрому». А в 2011 году взволнованный зритель с интересом наблюдал за его героем в четвертой части франшизы «Миссия невыполнима». В настоящий момент актер играет Григория Распутина в российском сериале.
Валерий Николаев
Русский след
В 1997 году актер прославился ролью злодея в боевике Филлипа Нойса «Святой», а также появился в небольшой роли в «Повороте» Оливера Стоуна. Спустя семь лет его пригласил в свой «Терминал» сам Спилберг. Последние годы работает у себя на Родине.
Сергей Бодров-младший
Русский след
Легендарный актер безвременья зарекомендовал себя еще в фильмах своего отца. После прославившего его «Брата» Сергей получил приглашение сняться в нескольких фильмах, производством которых занималось сразу несколько стран. Он сыграл у Павла Павликовски в «Стрингере» (Россия, Великобритания), у Режиса Варнье в «Востоке-Западе» (Франция, Украина, Россия, Испания, Болгария) и у Сергея Бодрова-старшего в «Давай сделаем это по-быстрому» (Франция, Германия, Великобритания). Но самая живая, ранимая и интригующая роль ему досталась в «Медвежьем поцелуе», где он сыграл вместе со звездой ЛГБТ-драмы «Покажи мне любовь» Ребеккой Лильеберг. Таким зритель его и запомнит навсегда…
Мария Успенская
Русский след
Актриса МХТ, работавшая под художественным руководством Станиславского. Начала сниматься с 1912 года. Через 10 лет, во время американских гастролей театра, решила обосноваться в Нью-Йорке. Здесь она в 1929 году основала школу драматического искусства и стала первым пропагандистом метода Станиславского. Играла на Бродвее. Ее лучшие роли в американском кино — цыганка Мальва в культовом хорроре «Человек-волк» и Ольга Кирова в легендарной мелодраме «Мост Ватерлоо».
Алла Назимова
Русский след
Звезда американского немого кино — ученица Константина Станиславского. Ее творческий путь начался в Одессе, после чего она покорила Москву и Европу. В 1905 году театральная прима прилетела вместе с театром в США, где через год подписала контракт с Ли Шубертом и осталась в Америке навсегда. После успеха на Бродвее ее спектакля «Невесты войны» в 1915 году продюсер Льюис Селзник захотел снять фильм по мотивам пьесы и предложил актрисе гонорар в 30 тысяч долларов плюс тысячу долларов за каждый съемочный день сверх графика. Таким образом, в 1916 году, в возрасте тридцати семи лет, Алла Назимова дебютировала в кино. Ее кинематографическая слава продержалась до 1923 года, но затем с треском провалилась самая известная картина с ее участием — «Саломея». Актриса вернулась в театр, где ее все также любили, и решилась на возвращение в кино лишь в 40-е, но это уже было совсем другое время…
Наталья Лисенко
Русский след
Актриса Театра Корша. Дебютировала в дореволюционном кино ролью Катюши Масловой в экранизации «Воскресения». В 1920 году поселилась вместе со своим знаменитым мужем Иваном Мозжухиным в Париже. Играла, в основном, вместе с Мозжухиным у Протазанова, Волкова и других русских эмигрантов.
Евгения Леонтович
Русский след
После окончания Московской школы драматического искусства выступала в летнем театре в Малаховке под Москвой. Здесь зрители могли оценить талант актрисы в ее первых спектаклях «Фауст», «Тартюф» и «Укрощение строптивой». В 1922 году Леонтович отправилась на гастроли по Европу и больше не вернулась на родину. Она играла на театральной сцене не только Европы, но и США. Вместе с Ольгой Баклановой они гастролировали по Америке со спектаклем «Гранд-отель». Ее голливудская карьера началась в середине 30-х, а в начале 40-х она сыграла роли в двух картинах своего мужа Григория Ратова. Кроме того, ее актерский талант пригодился таким режиссерам, Рауль Уолш и Уильям Касл. В 70-е она преподавала актерское мастерство в Нью-Йорке и Калифорнии, а в 1972-м успешно инсценировала «Анну Каренину» для Бродвея. Умерла в 1993-м в возрасте 99 лет.
Ольга Бакланова
Русский след
Актриса МХАТа начала свою кинокарьеру с фильмов Виктора Туржанского с красноречивыми названиями «Загробная скиталица», «Женщина-вампир» и «Петля смерти», а потому ее будущее было предопределено. В 1922 году она остается после гастролей в США, где с успехом играет в театре и в кино. Самая известная и скандальная роль — циркачка Клеопатра в культовой картине Тода Браунинга «Уродцы», запрещенной в свое время в нескольких штатах из-за шокирующих сцен. Ее также можно увидеть в экранизации романа Виктора Гюго «Человек, который смеется», в которой блистал Конрад Фейдт.
Анна Стэн
Русский след
Руководство MGM видело в этой актрисе, снискавшей славу еще ролями в советских фильмах вроде «Девушки с коробкой», новую Грету Гарбо. Но все три голливудских фильма с Анной Стэн в главной роли провалились в прокате, и продюсеры отказались от своей затеи. После этого ей, в основном, доставались роли второго и третьего планов, и в начале 60-х она завершила свою кинокарьеру.
Елена Сафонова
Русский след
Популярная российская актриса, прославившаяся после «Зимней вишни», несколько раз снималась во французских лентах: «Аккомпаниаторше» Клода Миллера, драме «Ветер с востока» Робера Энрико и других.
Ингеборга Дапкунайте
Русский след
С 1993 года живет и работает в Лондоне. Она играла в фильмах «Миссия невыполнима» Брайана Де Пальмы, «Семь лет в Тибете» Жан-Жака Анно, «Ганнибал: Восхождение» Питера Уэббера, «Афера «Фаревелл»» Кристиана Кариона и многих других. Кроме того, актриса продолжает сниматься и в российских проектах.
Ирина Апексимова
Русский след
С 1994 года постоянно участвует в зарубежных картинах. Началом послужили съемки в «Анне Карениной» Жан-Люка Годара и «Терра инкогнита» Янниса Типалдоса. Вместе с Валерием Николаевым снялась в боевике «Святой». В настоящее время играет преимущественно в российских фильмах.
Дина Корзун
Русский след
Одна из самых востребованных русских актрис за рубежом. Отдает предпочтение артхаусным проектам, в которых ей зачастую предлагают главные роли. Лауреат нескольких престижных наград за роли, сыгранные ею в зарубежных фильмах. Первой ласточкой для нее стала главная роль в ленте Павла Павликовски «Последний приют». За ней последовали «40 оттенков грусти», «Посредник», «Афера «Фаревелл»» и «Замерзшие души». В настоящее время занята в съемках сериала Михаила Брашинского «Тунгусский метеорит».
Светлана Меткина
Русский след
Выпускница Щукинского училища работает в Голливуде под псевдонимом Лана Литвак. Самые известные свои роли сыграла в драме Эмилио Эстевеса «Бобби» и недавнем хорроре Олатунде Осунсанми «Улики». С переменным успехом снимается и в России.
Ксения Раппопорт
Русский след
Еще одна русская актриса, которую часто приглашают в зарубежные проекты. В основном, Ксения снимается в Италии, где она обрела популярность после выхода «Незнакомки» Джузеппе Торнаторе и драмы «Человек, который любит», в которой вместе с ней наравне блистала Моника Белуччи. Но впервые актриса снялась за рубежом еще в 1997 году — в «Анне Карениной» Бернарда Роуза. В настоящий момент работает в российских проектах.
Чулпан Хаматова
Русский след
В отличие от Дины Корзун, снимающейся в США, ее талантливая партнерша по фонду «Подари жизнь» и фильму «Страна глухих» предпочитает работать в Германии, где ее считают практически своей после таких успешных картин, как «Гудбай, Ленин!» и «Виктор Фогель — король рекламы». В 2010 году она сыграла в драме португальца Жоао Нуно Пинто «Америка», а в настоящий момент снимается у Кшиштофа Занусси в картине «Инородное тело».
Светлана Ходченкова
Русский след
Первой ласточкой международной карьеры Светланы стала мелодрама Вальдемара Кшистека «Маленькая Москва», получившая главный приз 33-го фестиваля польских художественных фильмов в Гдыне и тепло принятая зрителями на показе в рамках 34 ММКФ. Через три года появился шпионский фильм Томаса Альфредсона «Шпион, выйди вон!», где актрисе досталась довольно большая роль. Ну а совсем недавно нам довелось увидеть Ходченкову в образе Гадюки в кинокомиксе «Росомаха: Бессмертный». Так что вполне возможно, что Светлана также станет частым гостем в зарубежных проектах, как Дапкунайте, Хаматова и Корзун.
Оксана Акиньшина
Русский след
В 2001 году эту молодую актрису открыл российским зрителям Сергей Бодров-младший, пригласив ее в свой режиссерский дебют «Сестры». Буквально через год она появилась в остросоциальной драме Лукаса Мудиссона «Лиля навсегда», а еще через пару лет ей досталась небольшая роль в «Превосходстве Борна». В настоящий момент снимается в российских проектах.
Проголосуйте за этот материал!
+48
Понравился пост? Поделись с друзьями:

1 комментарий

avatar
туповатенькая статья. труда много затрачено - это заметно, а вот интересностей никаких. автору путь обратно на завод по заточке иголок, ведь кропотливость - не есть талант изложения.

Оставить комментарий