0
Боевые искусства мира. Куксульвон
Куксуль создал в 70-е годы XX века мастер Со Инхёк. Он ряд лет
странствовал по монастырям и селениям Южной Кореи, собирая по крупицам
то, что сохранилось от старинных систем единоборств. Итоги своих
поисков он зафиксировал в книге «История корейских боевых искусств».
По мнению Со Инхёка, боевые искусства в Корее развивались по трем
основным направлениям: «садо мусуль» — семейные и клановые школы;
«пульдо мусуль» — боевые искусства, практиковавшиеся в буддийских
монастырях; «кунджун мусуль» — так называемые «дворцовые» искусства,
использовавшиеся для подготовки армии.
На базе сохранившихся элементов этих трех направлений, Со Инхёк создал
свою собственную систему, включив в нее все лучшее из них. При этом он
стремился сохранить наиболее характерные особенности корейской традиции
рукопашного боя и психофизической подготовки.
Его деятельность вызвала серьезное недовольство руководителей федерации
тхэквондо, связанных с властями страны. Поэтому в 1975 г. Со Инхёк
покинул Корею и переехал в США. В настоящее время он живет в
Сан-Франциско, где находится центр созданной им Всемирной Ассоциации
Куксуль. Преемником является его сын Алекс (Со Сонъу). В Южной Корее
куксуль в конце концов тоже получил распространение, особенно на
юго-востоке (город Пусан и окрестности).
Есть некоторое сходство между куксуль и хапкидо. И там, и там захваты,
заломы, болевые удержания и броски сочетаются с ударами ног, в том
числе по верхнему уровню. Но в куксуль меньше круговых движений, чем в
хапкидо, присутствуют приемы борьбы на коленях и в партере, а также
лежа против лежащего, сидящего или стоящего противника (чего в хапкидо
вообще нет). Кроме того, в куксуль используется целый арсенал
традиционного оружия.
Адепты куксуль носят униформу черного цвета, причем нижняя часть куртки по крою напоминает старинную «латную юбку».
В куксуль существуют 10 данов и 4 подготовительные ступени. Начальная
(чхогып), продолжающая (чунгып), продвинутая (когып), высшая (тэгып).
Обучение идет по принципу «руки — ноги — броски».
Используемые стойки довольно мягкие, но удары руками жесткие. Ударными
поверхностями являются сжатый кулак, тыльная сторона ладони,
«рука-плеть», растопыренные и чуть согнутые пальцы (аналог «когтей
тигра»), «рука-нож».
Ногами бьют, в основном, выше пояса. Удары могут быть как прямые, так и
боковые. Популярны удары ногами в прыжке (в том числе по двум мишеням
сразу, когда боец как бы садится в воздухе на шпагат).
«Фирменной карточкой» куксуль является «хвальджанчаги», техника работы
ногами в прыжке от опоры. Со Инхёк выводит происхождение этой техники
со времен государства Силла, чьи легендарные хвараны (юноши-цветы)
учились использовать в бою все виды препятствий (включая скачущих
лошадей) для того, чтобы отталкиваться от них.
Существуют три этапа освоения техники «хвальджанчаги». На первом в
качестве «поддерживающего препятствия» используют стену. Она не
прогибается, не «уходит» под ударом ногами, а помогает сохранить
равновесие для сложного разворота в воздухе, предшествующего атаке
противника. Второй этап — атака «от противника», которую часто
показывают в кино. Проведя удар по одному из врагов, боец отталкивается
от него ногами и атакует другого. На третьем, самом сложном этапе,
первый удар идет «в пустоту», здесь используется только инерция тела и
упругость воздуха. Угол между двумя ударами может достигать 180°, но
чаще всего используется менее сложный удар под углом в 45° по отношению
к направлению первого удара-прыжка-толчка.
С помощью такой техники, овладение которой требует немало времени и
большого числа дополнительных упражнений, можно выбить вражеское
оружие, расколоть деревянную доску и т.д. Удар хорош тем, что является
неожиданным и мощным. Адепты куксуль вообще любят демонстрировать
акробатические прыжки, вроде приземления на живот после перелета через
несколько человек (обычно их пять, но некоторые перелетают даже через
девять).
Захваты производятся за кисть руки, за лицо или шею. Многие них следуют
за ударом «когтями». Высвобождение от захватов связано с техникой
падений (в том числе на противника) и кувырков, а также с нажатием на
нервные центры предплечий противника.
Ориентация куксуль на реальный бой обусловила специфическое отношение к
спаррингу. Напоминая, что боевые искусства — это боевые искусства,
мастера-наставники куксуль делают ставку на разностороннюю подготовку.
Они считают, что истинный боец должен использовать целую гамму приемов,
а не одни только удары (как в тхэквондо) или захваты с бросками (как в
дзю-дзюцу). Поэтому в куксуль практикуют три разновидности спарринга:
бой на захватах и бросках, бой в протекторах и свободный бой.
Бой на захватах построен, в основном, действительно на захватах и
бросках, но они с самого начала включают в себя не только болевые
заломы или удары по нервным центрам, но также использование ударов
локтями, кулаками и открытой рукой. Цель спарринга заключается в том,
чтобы научиться чувствовать противника, читать его намерения и обращать
против него его же собственные движения и силу. Этим бой на захватах
похож по своей сути на «толкающие руки» (туйшоу) в тайцзицюань и на
«липкие руки» (чи сао) в винчун. Во время такого боя партнеры
уподобляют себя гибкой плети, способной в любой момент нанести удар.
Бой на захватах учит противостоять более крупному и сильному противнику.
Бой в протекторах напоминает спортивный соревновательный поединок. Его
ведут в полный контакт, но на руки, ноги, грудь и голову надевают
протекторы, а сам поединок идет строго по правилам. Части тела, по
которым можно бить, строго лимитированы, к тому же боксерская перчатка
не позволяет использовать иные формы руки, кроме сжатого кулака. Бой в
протекторах учит работать на полной скорости и в полную силу, а также
развивает умение принимать удары. Человека, не умеющего держать удар, в
реальном бою выведут из строя первым же серьезным попаданием. Еще одна
важная особенность боя в протекторах — это отработка в нем
действительно реальной техники. Можно знать много приемов, отработанных
на снарядах, но не уметь реально их использовать в схватке с непрерывно
двигающимся противником.
Свободный бой действительно является свободным. Нет никаких правил,
хотя понятно, что ломать кости и наносить иные серьезные увечья не
рекомендуется. Можно использовать захваты, заломы, броски, удары ногами
и руками, подсечки и даже удушения. Бой заканчивается в том случае,
если противник сдается (сдачу обозначает хлопок ладонью по полу), или
если он получил такой удар, который бы в реальной ситуации его убил.
Соответственно, большое внимание уделяется контролю силы ударов. Так, в
грудь можно бить почти в полную силу, а удар в колено или в нервный
центр лишь намечают легким касанием. Свободный бой нацелен на отработку
реальной самообороны с минимумом ограничений, и с использованием в
качестве мишени всего тела. Именно этот вид спарринга формирует умение
использовать все многообразие приемов куксуль, не зацикливаясь на
одном-двух особенно полюбившихся приемах. Только при этом условии,
считают инструкторы, человек готов к схватке на улице.
Начиная с первого дана, адепты куксуль приступают к освоению
традиционного оружия. Поначалу это короткая палочка (аналог японской
явары), часто используемая в обеих руках. Держат ее обычно за середину,
используя для ударов или болевого контроля выступающие концы. Рука с
зажатой в ней палочкой изображена на эмблеме Всемирной Ассоциации
Куксуль.
«Чунбон» — короткий шест длиной 120—140 см. Многие удары им напоминают
удары самурайским мечом «катана», а техника ведения боя включает в себя
кувырки, перехваты через спину, атаки с колена.
Длинный шест применяется для исполнения формальных упражнений, и для
свободного (или полусвободного) спарринга. Обучение технике боя шестом
начинается с разнообразных вращений и прокруток при неизменном
положении тела. На следующем этапе наоборот, шест неподвижен, изучается
работа ногами, правильная техника передвижений. Затем идут формы, за
ними — условный бой, когда партнеры обмениваются ударами, отрабатывая
заданные связки, и в заключение — свободный бой.
Движения осуществляются по кругу. Оба противника движутся друг против
друга, стараясь зеркально повторять движения. В том случае, когда
одному из них это не удалось, следует атака через центр. Наиболее
популярные приемы — удары в голову сбоку, подсекающие удары по
лодыжкам, икрам, коленям, прямые тычки в горло и в нервные центры
корпуса. Блоки используются как жесткие, так и отбиванием с линии атаки
вниз либо в сторону. Большое внимание уделяется умению крепко держать
шест и не выпускать его из рук.
С уровня второго дана изучается работа длинным прямым мечом с
односторонней заточкой. Процесс обучения разделяется на четыре этапа:
работа прямым хватом, обратным хватом, ра-бота парными короткими
мечами, парными длинными мечами. Меч вращают одной рукой, подхватывая
второй при нанесении либо отражении удара. Жесткая подставка меча
обычно сопровождается контратакой ногой. Меч часто заводят за спину и
поднимают над головой, подобно китайскому мечу цзянь.
Хорошо разработана техника работы мечом на обратном хвате. Такой хват
весьма эффективен в ближнем бою и в тесном помещении, где для широких
ударов прямым хватом просто нет места. Он не менее эффективен и при
обороне против нескольких противников — за счет разворота тела меч
может порезать сразу нескольких. На обратном хвате меча удобно работать
вслепую. Техника работы обратным хватом включает в себя мощные удары
снизу вверх, отводящие блоки (заканчивающиеся разрезающим движением на
возвратном повороте кисти), перехваты из обратного хвата на прямой,
прямые тычки назад, развороты корпуса (часто с уходом вниз).
Короткий меч, употребляемый в паре, похож на китайский нож-бабочку.
Работают им, в основном, на параллельных движениях или крестообразных
блоках. В технике много акробатики. Например, «колесо», выполняемое с
опорой на руки с оружием. Работают парными короткими мечами, в
основном, против длинного меча.
Куксуль — один из тех видов боевых искусств, где самое серьезное
внимание уделяется работе с внутренней энергией. Методы развития и
применения внутренней энергии («кихап») куксуль заимствовал из
богатейшего опыта буддийских монахов.
В своих представлениях об энергии «ки» мастера куксуль опираются на
концепции китайской натурфилософии. Работа, направленная на развитие
внутренней энергии, называется «нэгон» (кит. «нэйгун»), а внешней —
«вэгон» (кит. «вайгун»), В то же время, в соответствии с принципом
взаимодействия начал Инь—Ян, внутренняя работа проявляется на внешнем
уровне, а внешняя — на внутреннем. Поэтому тренировка должна
осуществляться по двум направлениям одновременно и быть
сбалансированной.
Проголосуйте за этот материал!
0
0 комментариев