+10

Боевые искусства мира. Карате шотокан

Боевые искусства мира. Карате шотокан

      

        Основатель каратэ-до (карате-до) и его классического стиля
Шотокан (сетокан), Гичин Фунакоши (Таминакоши, 1868-1957 гг.) родился в первый
год реставрации династии Мейдзи (1868 -1912) в королевской столице острова
Окинава — Шури в семье самурая. Это самый крупный остров архипелага Рюкю,
который находится на пересечении морских торговых путей, практически, в равном
удалении от Японии, Китая, Тайваня и Кореи. С одной стороны державы вели военную
борьбу за владение архипелагом, с другой, многие военные подразделения после
междоусобных войн находили себе на нем убежище. С незапамятных времен каждый
житель по своему существу и природе, способу существования и наследственной
предрасположенности, был воином. Вполне естественно, что под жестким давлением
запрета ношения оружия с XV века и практики выживания в бою без такового,
Окинавцы, аккумулируя передовые технологии военных единоборств, быстро
сформировали высокоэффективное искусство самообороны.

Боевые искусства мира. Карате шотокан Различные техники соединялись и отсеивались в условиях
жесточайшей конкуренции. Ошибка могла стоить человеку жизни и не прощалась.
Внутреннее содержание «победить или умереть» призывало к максимально
эффективному использованию возможностей человека и его организма. Принципы —
«одним ударом наповал, движение — минус противник», «только опыт имеет
значение», были основными. Несмотря на закрытый характер и конспирацию занятий,
в 18 веке в Шури мастером Сокугавой была организована первая официальная школа
Тэ. Верховный наставник боевых искусств на Окинаве с 1848 года Матсамура Шокун
из Шури так же основал школу Шорин — рю Каратэ. Одни и те же иероглифы читаются
по-японски Шорин-джи кэмпо, а по-китайски — Шаолинь-шу чуань ( Шорин — «молодой
лес»). В отличие от староокинавского направления Шорэй («душа, постигшая
просветление»), где традиционно уделялось повышенное внимание устойчивости,
физической силе, резкости и закалке бьющих поверхностей для пробивания доспехов,
в Шорин всё же преобладали нравственное воспитание и дисциплина Сюгё, тонкий
маневр и обманные движения. Несмотря на прямую связь с китайскими источниками,
никогда и нигде ранее, не было таких условий практического отбора и синтеза
тысячелетиями оттачиваемых приёмов. Ученик Мутсамуры — Асато Анко был
непревзойденным специалистом боевых искусств во всей Окинаве. Именно Асато и
стал первым наставником Фунакоши Гичина, который долгое время был его
единственным учеником. Сам факт этого уже является признанием выдающихся
способностей Гичина. Раньше учителя долго выбирали себе ученика, и могли не
брать его без многолетней закалки или из-за плохих качеств характера.
   Фунакоши Гичин с 1888 года в Шури начал практику учителя. В
90-м году его переводят в Наху, где он продолжает тренироваться у Киюна, Тооно,
Нингаку. В конце девятнадцатого века, особое внимание уделялось нравственному и
физическому воспитанию, и правительство Японии провело ряд медицинских,
социальных и педагогических реформ в области каратэ. После инспекции школ
Окинавы в 1902 году эту дисциплину официально вводят в учебную программу первой
средней школы и педагогического училища. Фунакоши с разрешения Асато и Итоцу
набрал первые классы учеников по каратэ...
 Хотя исчезла жизненная необходимость при столкновении убивать
противника, поединки часто заканчивались тяжелыми увечьями или даже смертью.
Фунакоши совместно с Итоцу в 1905 году вынуждены были начинать разрабатывать
теорию более популярного в дальнейшем спортивного раздела. Однако, мастер до
конца своих дней был против спортивного понимания каратэ. С 1905 года
периодически, а с 1912 года он постоянно проводит показательные выступления на
Окинаве, способствуя более открытому отношению к этому боевому искусству. К
этому времени Фунакоши становится признанным лидером Тэ. Директива министерства
образования 1911 года способствовала увлечению воинскими искусствами и была
первым официальным признанием со стороны властей важности современных воинских
дисциплин в деле воспитания японских граждан. Благодаря Рокуто Яширо, капитану
учебного корабля, курсанты императорского флота также начали заниматься каратэ,
после чего о нем уже заговорили и в Токио. В 1912 году первая императорская
флотилия остановилась в заливе Чуджо и тоже познакомилась с каратэ. В этом же
году под руководством Фунакоши Токомура, Мабуни, Исикава, Тукусума, Кяму, Яхику,
Огусуку в лучших залах Окинавы демонстрировали свое искусство. Демократические
тенденции эры Тайсё (Великая справедливость 1912 — 1926 гг.), стимулировали
интеллектуальную активность. В 1916 — 1917 гг. были пересмотрены все учебники в
Японии. И в 1916 году Гичин выступает в «Бутокодене» перед официальными лицами
Японии. Несмотря на усиление гражданского контроля над военными силами в 20-е
годы, не популярная Сибирская экспедиция 1918 — 1919 гг., под давлением военного
ведомства, вылилась в военное присутствие в Манчжурии до 1922 года. Рос интерес
к боевым искусствам.
Боевые искусства мира. Карате шотокан
 
Командующий эсминцем кронпринца Хирохито, Нориказу Канна тоже
был окинавцем. Благодаря этому, по пути в Европу, 6 марта 1921 года будущий
император просмотрел показательную программу в замке Шури под руководством
Гичина, который к тому времени уже стал президентом Окинавской ассоциации духа
воинских искусств. Хирохито, как и Гичин, был хрупкого телосложения. Он
изумился, что никому не удавалось опрокинуть или сдвинуть мастера с места,
включая добровольцев из публики. Сила ударов в тамешивари (разбивание предметов)
была поразительной. Мощные удары ногами в нижнем уровне, которые практически не
отражались, плотная работа на средней дистанции в сочетании с эффективной
бросковой техникой, не оставляли противникам никаких шансов. Все это было
отражено в официальном отчете японскому правительству и определило дальнейшее
развитие каратэ. Двадцатилетняя деятельность Великого учителя была замечена.
Мастер был приглашен на первую национальную атлетическую выставку весной 1922
года, организованную министерством образования Японии. Только в 20 веке Япония
открыла для себя каратэ — Окинавское искусство с вековыми традициями.
Выступления Гичина были очень хорошо продуманы, заранее были разосланы
приглашения элите, интеллигенции, что в последствии вызвало огромную
популярность каратэ у широких слоев населения. В 1922 году Мейкё по джиу-джитсу
Оцука Хиденори с помощью Гичина открыл для себя мир каратэ и стал ее учеником (В
дальнейшем основал Вадо Рю). Дзигоро Кано — основатель дзюдо, пораженный
техникой Гичина, пригласил его читать лекции и обучать каратэ в Кодокане. Под
влиянием Фунакоши раздел атэ-ваза в дзюдо гошин-джитсу стал высокоэффективным и
приобрел каратэ-подобные черты. Однако, ввиду конкуренции, этого факта никто не
признавал. В 1922 году выходит книга «Рюкю Кэмпо Каратэ» (Ryukyu Kempo Karate
Tokyo,1922), состоящая из 5 глав: «что такое каратэ», «ценность каратэ», "
тренировки и преподавание", " организация каратэ", «основные принципы и ката»:
Хейан 1-5, Нэйхан-чи 1-3, Бассай 1-2, Кушанку 1-2, Сэйшан, Чинто, Чинтэ, Джиин,
Джиттэ, Джион, Ваншу, Вандан, Рохай, Джумми или йюмми, Вандо, Сочин, Нишейши,
Сансэру, Супаринпей, Ванкуван, Кокан, Унсу. 30 ката. Названия ката окинавские и
китайские. В приложении к книге «Рюкю Кэмпо Каратэ», были описаны меры
предосторожности во время занятий. Эта книга, подобно таблице Менделеева в
химии, в мире боевых искусств дала новый виток развития. 

  Уже через год в 23-м году Гичин открывает свой зал в Токио в
Мейсей Джуку. Даже великие чемпионы по сумо начали осваивать технику каратэ под
руководством Гичина. Известный чемпион того времени Уичиро Ониши со всей
командой приходил к нему для тренировок. Чемпион Фукуянаги приходил отчитываться
к Фунакоши после поездок по стране. «В каратэ каждый находит то, что ищет»,-
говорил великий мастер.
 Росло желание общества заниматься каратэ. И, прежде всего,
активную позицию в освоении нового заняло студенчество. В 1924 году университет
Кейо первым организовал клуб каратэ для физического воспитания студентов, после
чего Токушоку, Хасей, Нихон (медицинский колледж), Императорский Васседа, Мей
Дзи, Военная и Морская академии, институт физического воспитания (Никай До) и
другие столичные университеты ввели эту дисциплину у себя. В 1924 году
публикуется этапная работа: Рентан Гошин Каратэ-джитсу.
 В Японии каратэ стало популярнее, чем на Окинаве, и огромный
приток неподготовленных людей заставил объединиться вокруг Фунакоши Гичина
мастеров каратэ в попытке выработать безопасные и пригодные для обучения широких
масс методики. В 1926 году соратник мастера и один из учеников Итоцу — Кенва
Мабуни открывает свою школу в Осаке (в дальнейшем основатель стиля Шито-рю).
Реформа была неизбежна. «Каратэ может быть одно»- говорил Фунакоши Гичин, и все
с ним тогда соглашались.
 В 1929 году Фунакоши изменил написание слова «каратэ». Начало
30-х годов отмечено значительным влиянием радикальных националистов. Университет
Кейо сформировал группу исследований и в 1933 году Фунакоши обосновал изменение
написания слова «каратэ» в работе «Дай Ниппон Кемпо Каратэ» (великий японский
метод кулака пустой руки). В буддистских выражениях «Шики соку зеку, ку соку
зешики» (материя — пустое, все — суета. ) иероглиф «Ку» (правда, истина,
справедливость) может произноситься — «кара» — «пустой». Он и заменил
однозвучный иероглиф «кара»- китайский.
 «Как отполированная поверхность зеркала отражает все, что стоит
перед ней, а тихое ущелье удерживает внутри даже шорохи, так занимающийся
каратэ-до должен сделать свой ум порожним от себялюбия и гордыни, дабы
надлежащим образом встретить все, с чем бы он не столкнулся» — так Фунакоши
трактовал философскую концепцию кара (пустой, бескорыстный, истинный). В 1935
году Гичин Фунакоши ввел иероглиф До (путь), завершая идею сюгё (строгая
дисциплина), которую проповедовали на Окинаве.
 Фунакоши с соратниками провели огромную работу по унификации
открытых для широких масс методов обучения. Обобщение этих, признанных всеми
методов мастер отразил в своей новой книге, которую все специалисты использовали
как учебник и руководство к действию. В 1936 году опубликована книга Каратэ-до
Кьёхан: введены новые элементы в технике и ката. Фунакоши использовал и новые
названия ката, которые отражали дух Японского языка, как предписывала школа
традиционного этикета — огасавара. В арсенал официального каратэ-до не вошли
многие ката из книги 1922 года. Высоко эффективные методы тренировки, основанные
на них, являясь оздоровительным и кодированным методом самообороны в
повседневной жизни, никак не подходили для открытого обучения.
Боевые искусства мира. Карате шотокан
 В 1935 году, при поддержке национального комитета, начинает
строиться первый зал каратэ-до. Весной 1936 года он был открыт под названием «Шотокан»,
на котором настояли ученики Фунакоши. «Шото» или «Сёто» — псевдоним учителя, «Кан»
— здание, дом. В этом зале оттачивали свое мастерство самые достойные бойцы со
всей Японии. Они с гордостью говорили: «Мы из Шотокана». В 1935 году провели
первое спортивное (шиай) кумитэ по правилам иппон шобу, формируя каратэ-до (Шотокан)
и как зрелищный, увлекательный вид спорта, давая развитие теории спорта как
части системы воспитания духа и тела. Именно этой части мы обязаны развитием
мирового каратэ-до. Однако мастер предупреждал еще тогда, что больший уход в
сторону условно-показательного спорта приведет к потере сущности боевого духа, а
гладиаторские бои в контактных схватках к потере понятия искусства боя, и
призывал мастеров сохранять тонкую грань. Дух боевой нравственности, по сути
своей оборонительный. В спорте понятие шиай заменяет понятие шобу (рукопашная
схватка) и руководство принципом буай синкен шобу (смертельная схватка) и сеси-о
тёэтсу (преодоление мысли о жизни и смерти) только символически присутствует в
действиях на татами. Техника в основном направлена на самооборону.
Санкционированное убийство врага видоизменено на концепцию сдерживания атакующих
действий нападающего. Внутренняя природа покоится на трехсторонней связи:
нравственность, дисциплина, эстетическая форма. «До», которого должны
придерживаться все последователи, теряет естественный характер, становится
сугубо земным делом. Система иерархии дан-кю используется для популяризации.
          Большую заслугу в развитие спортивной техники Фунакоши Гичин
приписывает своему третьему сыну Йошитаке Фунакоши (1915 — 1945). Великий
учитель видел в нем своего приемника, с ним он занимался индивидуально и без
посторонних глаз, передавая секреты мастерства. Йошитака Фунакоши работал
ассистентом Гичина и управлял залом «Шотокан», вплоть до 1945 года. Он
практически заложил основу техники современного спортивного кумитэ, которая
используется до сих пор. В базовой технике остались ката его личной разработки
Тайкьёку (первая причина). Йошитака Фунакоши ввел удары с дальней дистанции и
технику стремительных входов с длинных дистанций (тцури — аши), эффектные удары
ногами в верхний уровень: маваши — дзёдан, ура-маваши-дзёдан, йоко тоби-гири,
технику боя основанную на стойке фудо-дачи, с применением тейшо. Его учениками
были Тайджи Казе и Масутацу Ояма, основатель Кёкусинкай. К сожалению, в 1945
году в Японии не могли лечить туберкулез, которым болел Йошитака, и он умер от
легочного кровотечения. Гичин Фунакоши тяжело переживал и смерть сына, и, как
истинный самурай, поражение в войне. Путь воинственного милитаризма эпохи Сёва
(сияющий мир 1912 — 1989 гг.) привел Японию к национальной катастрофе 1945 года,
к введению оккупационных войск и запрету будо. В 1947 году еще одна
невосполнимая потеря, умирает жена мастера. Однако, каратэ не было запрещено в
связи с заложенными в систему воспитания общечеловеческими и нравственными
принципами. Именно этот факт способствовал вывозу техники каратэ, которым
занимались оккупационные войска, за пределы Японии. После подписания мирного
договора между Японией и США Фунакоши Гичин совершает трехмесячное турне по
американским базам вместе с Исао Обато (университет Кийо), Тошио Камато (Васеда)
и Масатоши Накаяма (Такушоку).
Проголосуйте за этот материал!
+10
Понравился пост? Поделись с друзьями:

0 комментариев

Оставить комментарий